Найти тему

Когда глохнет двигатель, или три урока выгорания из больничной клоунады

Есть три вещи, наличие которых обуславливает эффективную работу больничного клоуна.

Эти три пункта очень просты, но на знакомство и освоение каждого можно потратить месяцы, а иногда даже годы. Если какого-то нет или не хватает, ты непременно наступишь на грабли и будешь долго хромать после этого. Вот они:

Цель. Ресурс. Инструмент.

Цель просто должна быть. Больничный клоун, как и человек без цели - потерявшийся человек. Цель фокусирует, задает направление, критерии успеха и неуспеха, мотивирует (если она достижима) и приводит в соответствие все действия, оставляя только те, которые приближают к цели. Цель должна быть как глобальная, с горизонтом на весь выход или на всю деятельность в масштабах нескольких месяцев или лет, так и локальная - для конкретного ребенка, в конкретных обстоятельствах, в конкретной среде и состоянии. Она должна быть адекватной, достижимой, и, если мы говорим о палате, прозрачной для партнера и зрителя.

«Чего ты хочешь?» - на этот конкретный вопрос у больничного клоуна должен быть конкретный ответ в любой момент времени.

Ресурс есть у каждого человека, он бывает разный, он всё время меняется, но он должен быть. И если ты - больничный клоун или хочешь им стать, то для тебя жизненно важно чувствовать, полон ли «твой стакан». Чем он наполнен сегодня, чем он наполняется в твоей жизни, насколько он наполнен и на что ты действительно хочешь потратить свою энергию, с кем поделиться частью своей жизни. Это не история про «отдать последнюю рубашку». Рубашка — это наше наследие, которое никогда не поймут, например, американцы. Там человек сначала обеспечивает «себя», свою семью (если она есть), обретает финансовую независимость, находит баланс в своей жизни, работает над СВОИМ счастьем и только потом, если получится и будет желание - делится своим успехом и счастьем с другими. Штаты не славятся нацией взаимопомощи, но они - лидер по количеству жертвуемых сумм на благотворительность.

Сначала наполни свой стакан и стань счастливым, а потом делись этим с другими людьми.

Нельзя вынимать кирпичи из собственного дома для строительства чужого.

Это путь в истощение. Мы - не Америка и не Европа, где благотворительных выходов в месяц один выход на человека, а не восемь-двенадцать выходов, как у нас, где ставка учителя одна на человека, а не четыре ставки, как у нас… В больничной клоунаде вопрос личного внутреннего ресурса, его запаса, расходования и регулярного пополнения важен как воздух: чтобы выдохнуть, нужно вдохнуть, и этот выдох не должен быть последним.

Инструмент, которым должен обладать больничный клоун - это прежде всего игра и контакт. Нужно уметь играть, как и находить контакт с собой и окружающими через себя. Инструментарий и мастерство больничного клоуна могут быть безграничны, начиная от фокусов и владения музыкальными инструментами, заканчивая импровизацией с любым инструментом. Импровизация - это навык сам по себе и в то же время уровень свободы и мастерства больничного клоуна. Выбранный инструмент в конкретной палате должен соответствовать цели. Больничный клоун должен отдавать себе отчет в том, знает ли он, что делать и готов ли он это сделать. С чем он может работать, а с чем пока нет, в каких ситуациях он достаточно владеет инструментом, а в каких недостаточно или вообще не знает, с чего начать. В последнем случае нужно признать это и начать с обучения и работы над собой, потому что зачастую больница - это минное поле, уставленное пчелиными ульями. Один неверный шаг - и, в лучшем случае, будешь покусан. Вернешься домой, а всё что в тебя «попало», нужно будет вытаскивать с психологом, иначе оно долго будет напоминать о себе.

Как работе с пчелами, так и работе в больнице нужно учиться, для этого есть старшие товарищи, регулярные встречи, семинары, школы и даже конференции, на которых мы можем поделиться опытом и не делать «новых» старых ошибок.

P.s. Секретный ингредиент

Нужны всего лишь сбалансированные Цели, Ресурсы и Инструменты — всё очень просто, и очень сложно одновременно. Баланса не достигнуть без контакта с собой. Это история не про логику, а про контакт со своими эмоциями, про настоящее ощущение и понимание себя:

— что ты хочешь (цель)

— какие у тебя силы (ресурс)

— как работает твой инструмент.