Найти тему
MADAME CRITIQUE

Как Мерлин Монро, Гоголь и Ильич на одной улице встретились

Оглавление

Контркультура и постмодерн оставили глубокие отпечатки “Мартинсов” в нашем сознании, перекроив по собственным шаблоном все… вплоть до изобразительного искусства. Кандинский, Дюшам, Уорхол… продолжим список украинскими современными художниками Гамлетом и Мининым?

 Работы Гамлета и Минина во дворе галереи «VovaTanya». Фото А.Зарайский
Работы Гамлета и Минина во дворе галереи «VovaTanya». Фото А.Зарайский

Немного о себе или “клуб анонимного живописца”.

Минин глаголет: я - художник, который рисует шахтеров. А Гамлет - художник, который рисует бомжей. Конечно, когда мы познакомились, все было наоборот. Я был художником, который рисует бомжей, а Гамлет - … ну вы поняли, да? Так вот, я рисую шахтеров, я буду рисовать шахтеров. И мне нравится рисовать шахтеров. Только это не всем нужно. Вот в Харькове это не нужно. Но я все равно буду. А если не разрешат, то поеду в Москву рисовать шахтеров.

Гамлет. Фото Colta.ru
Гамлет. Фото Colta.ru

А вообще я родился в Димитрове. Донецкой области. Отмотал 5 лет в ХХУ и 6 лет в Худпроме, от звонка до звонка.

 

Гамлет: Минин, ты не в милиции.

В отличие от Ромы (Минина) у меня примечательное прошлое. Я лежал в психушке. В той самой, где лежали Велимир Хлебников, Врубель и … какой-то там Эдуард Лимонов.

А еще я люблю евреев. Только похож на еврея. И потому расстраиваюсь.

А еще не люблю милиционеров. Однажды на вокзале ко мне подошла женщина и попросила мелочь. Я дал ей 50 коп. И тогда она говорит: “Теперь я тебе спою”. И начала громко оперным голосом петь песню. И тут, из-за угла выходят три огромных мен… миллиционера. И начинают бить ее дубинками. Вот.

 

Шоу Мозгoff…  

Снова Гамлет: И вот однажды мы сидим на кухне. И Минин говорит: “Гамлет, а почему на Пушкинской нет ни одного Пушкина?” А потом я - “Почему на Гоголя нет ни одного Гоголя?” - но это был уже плагиат.

 

Гамлет и Минин. Стена на улице Гоголя. Харьков. фото с сайта Art Ukraine
Гамлет и Минин. Стена на улице Гоголя. Харьков. фото с сайта Art Ukraine

Минин: То было не интересно. Вторяк. А в это время нас пригласили расписывать стену, посвященную Фредди Меркьюри. Когда мы представили свой проект, то жюри его повертело-покрутило. Сказали: “не подходит”. А Тумасян Татьяна Аркадьевна сказала, что идея интересная. И она попробует достать разрешение у властей на реализацию.

 

Гамлет: Да, Татьяна Аркадьевна - это директор Муниципальной галлереи. И она подала наш проект на рассмотрение. И тут началось… один чиновник передавал его другому, тот отпихивал третьему, последний футболял четвертому, четвертый, чухая голову отправлял пятому. И так далее. А мы с Мининым тем временем пошли в “Капаролл”. И попросили у них краски. Спонсорской поддержки на проект.

Работа Гамлета. фото автора
Работа Гамлета. фото автора

 Минин: Они отправили запрос в Германию. Там менеджеры рассматривали наш проект один передавал другому и говорили : “Чебурашка, оооо, дастиш фантастиш!” Или как-то так. Потому что проект одобрили. И согласие прислали. На два дня раньше, чем пришло постановление от харьковских чиновников!

 

Гамлет делает работу на том же месте много лет спустя. Фото моего авторства
Гамлет делает работу на том же месте много лет спустя. Фото моего авторства

Гамлет: Все те три недели я был в шоке.

Минин: Но это лучше, чем то граффити, про “Квин”. Ничего хорошего про него сказать не могу. Это “Шоу мозгофф”. Нет идеи. У нас же идея есть. И это чувствуется.

Гамлет: У нас тоже шоу мозгофф. Просто, у нас интересней.

Работаем за еду. Работаем для народа.

Работа Гамлета, фото из открытого доступа
Работа Гамлета, фото из открытого доступа

Опять Гамлет: Было много приятных моментов, когда люди нам сочувствовали и помогали.

Минин: Например, один раз к нам подошла девочка и спросила: “А вы что, бесплатно работаете?”. Мы сказали, что да. Тогда она подарила нам 40 грн.

Гамлет: Или бабуля подошла и говорит “голодные художники?”. И дала нам пирожок.

Минин: Люди нас поддерживают, значит, им это нравится. Им нравится то, что мы делаем.

Гамлет: Я долго сомневался, рисовать ли Гену с Чебурашкой, но когда я услышал диалог малыша и мамы:

- Мам, мам, а это Гена с Чебурашкой?

- Да.

- Ой, а что они тут делают??

И мама так расстеряно: “Н-нн-не знаю”. Тогда я понял, что это должно быть. Абсурд. Самые абсурдные персонажи советских мультиков. Они - герои нашего соцарта. Не социалистического. А социального.

Первая большая совместная работа Гамлета и Минина на ул. Гоголя, Харьков. Фото с сайта Арт Юкрейн
Первая большая совместная работа Гамлета и Минина на ул. Гоголя, Харьков. Фото с сайта Арт Юкрейн

«В шинели Гоголю было тепло и не так одиноко»… или о самом личном.

  Гамлет: Разумеется, на творчество художника влияет его личная жизнь. Это бесспорно.

Минин: Вы же видели надпись на стене: «В шинели Гоголю было тепло и не так одиноко»… Вот это очень личное.

Гамлет: В моей жизни много смешного происходит. И много грустинок внутри. Мне б хотелось, чтоб люди приобщались к этому легкому безумию.

Гамлет и Минин. фото Викимедиа
Гамлет и Минин. фото Викимедиа

 «Знай» про «Захват зомби»

 Минин: Мы относим то, что мы делаем, к стрит-арту. Я считаю, что граффити – не стрит-арт. Хотя, надписи «ЗНАЙ» И «ЗАХВАТ ЗОМБИ» - это тоже своеобразное контрискусство.

Гамлет: Как мы можем быть против этого? У нас просто одна концепция, а у них - другая.

Минин: Ага, концепция – красиво испортить. Тем более, это же уличное искусство, сделал - убежал.

Гамлет: На самом деле, конечно, никуда убегать не хочется. Хочется работать спокойно. Но иногда натыкаешься на стену, которую труднее приготовить к работе. На стену непонимания.

  «Мы в искусстве не нуждаемся»

Минин:

 Да, да! Так и запишите: “Мы в искусстве не нуждаемся” - это нам сказал один главврач.

Гамлет: У нас было разрешение от городских властей на роспись стенки возле больницы на Совнаркомовской на углу с Чернышевского. Я пришел ее готовить и тут выбегает врач и начинает на нас орать, мол, вы знаете, что такое частная собственность!.. И прочее, прочее…

Работы Гамлета и Минина во дворе галереи «VovaTanya». Фото А.Зарайский
Работы Гамлета и Минина во дворе галереи «VovaTanya». Фото А.Зарайский

Минин: Потом ей (это была врачиха) объяснили, зачем мы пришли, и что у нас есть разрешение. Она сказала, что ничего знать не знает, что над ней есть другой врач, а над ним еще один… а над тем еще один - и у того мы должны попросить разрешения.

Гамлет: С этого начался мой трехдневный забег по врачам… который не увенчался успехом. Времени было в обрез, а врачей становилось все больше и больше. Пришлось отказаться от этой стенки.

 - Чем вы еще порадуете городских жителей?
 - Эмигрируем.
                     Из беседы Настасьи Филипповны и Гамлета.

 

Минин: Минимум сделают Гамлет с Мининым. А вообще хотелось бы разрисовывать фасады жилых домов. Но нужно, чтоб город принял в этом участие.

Гамлет: Сейчас мы уже завершили работу. В принципе, сделали, что хотели. И если не то, что хотели, но точно все, что могли.

 Минин продолжил делать муралы  у себя на родине, в Димитрове- теперь Мирнограде. Его работа «Одна дорога», 2017. фото Александр Пономаренко. Укрпошта выпустила с этим изображением марку, приуроченную к 85-летию Донецкой области.
Минин продолжил делать муралы у себя на родине, в Димитрове- теперь Мирнограде. Его работа «Одна дорога», 2017. фото Александр Пономаренко. Укрпошта выпустила с этим изображением марку, приуроченную к 85-летию Донецкой области.

это интервью под названием «Легкое безумие и монументальный онанизм» было опубликовано на сайте крупнейшего украинского издания Art Ukraine 17 февраля 2011 года и стало моим первым шагом на нелегком пути арт-критика