Поумнели ли священники за 250 лет?
Эпидемия как тест на адекватность для священнослужителей!
Так получилось, что мне на глаза одновременно попала информация о поступках двух представителей православной церкви, которые они совершили во время эпидемии. Я был поражён. Однако обратимся к фактам.
16 сентября 1771 года. Москва. Архиепископ Московский Амвросий, пытавшийся не допустить верующих к «чудотворной» иконе Божией Матери и тем самым предотвратить дальнейшее распространение чумы, был не понят москвичами и растерзан ими у стен Донского монастыря.
Пасхальная ночь с 19 на 20 апреля 2020 года. Пермь. Протоиерей Андрей Литовка, несмотря на строжайший запрет массовых мероприятий, проводил службу с целованием икон и креста.
Вот примеры поведения двух священников во время пандемии. Если поступками архиепископа Амвросия я восхищаюсь, действия же отца Андрея вызывают у меня только чувство брезгливого недоумения. Неужели современные священнослужители менее образованны и адекватны, чем священники восемнадцатого века?
Рассмотрим подробнее описанные выше события и личности наших героев.
Архиепископ Московский, член Святейшего Синода, Амвросий, считался одним из образованнейших людей своего времени. Известны его переводы священных текстов с латинского, греческого, еврейского языков. Также ему приписывают создание во время чумы «Наставления, данного священникам, каким образом около зараженных, больных и умерших поступать».
Эпидемия чумы в Москве в начале осени 1771 года приблизилась к своему пику. Количество умирающих в день достигало тысячи человек. Трупы валялись на улицах, так как их не успевали убирать.
Городская беднота видела спасение от «моровой язвы» в поклонении чудотворной иконе Божией Матери. Толпы народа стекались к церкви у Варварских ворот Китай-города. Иконе приносили пожертвования, ей покланялись, к ней прикасались, её целовали.
Архиепископ Амвросий, понимал, что подобное скопление народа способствует распространению заразы. Он повелел: богослужения запретить, икону перенести в другую церковь, ящик с пожертвованиями опечатать. Москвичи решили, что архиепископ задумал забрать себе их пожертвования. 15 сентября десятитысячная толпа, вооруженная дубинами, топорами, камнями и кольями, собрались у Варварских ворот и с криками: «Грабят Богородицу!» двинулась в Кремль, где взяла приступом и разграбила Чудов монастырь.
На следующий день «люд московский» устроил публичный допрос Амвросия. Один из восставших, дворовый Василий Андреев, ударил архиепископа колом, потом священника били и истязали, пока он не скончался. Вот так принял мученическую смерть от рук взбесившейся толпы один из достойнейших людей своего времени.
А теперь, давайте посмотрим, как проживает свою жизнь один из современных служителей Бога, настоятель храма Всех Святых в Перми, Андрей Литовка. Имя этого священника стало популярным в интернете, благодаря двум скандальным событиям.
В начале, молодой протоиерей подал в заявление в полицию на кафе, где готовят шаурму, в котором обвинял владелицу этого заведения в оскорблении чувств верующих. Его возмутила рекламная фотография девушки с нимбом и крыльями из шаурмы. Однако, после того как хозяйка кафе публично извинилась перед РПЦ, Литовка свое заявление забрал.
Затем широкую известность получила дискуссия нашего героя со сторонниками Алексея Навального в фейсбуке, в ходе которой Андрей Литовка осуждал своих оппонентов на вечные муки, а также оскорблял их другими способами: «Горите в аду, милочка!»; «Сразу видно пермячек! В мозгах помойка либеральная!»; «Будешь хулить Церковь, поймаю и посажу» и так далее.
И вот теперь отец Андрей стал участником нового скандала. Жительница Перми Екатерина Гончарова-Форсюк подала заявления в Роспотребнадзор, МВД и Следственный комитет на пасхальную службу, прошедшую в храме Всех Святых.
«Андрей Литовка, несмотря на строжайший запрет массовых мероприятий, проводит службу с целованием икон и креста без всякой обработки, с кормлением прихожан с одной ложки» - написала она на своей страничке фейсбуке и приложила видео, подтверждающее эти слова
Священник попытался оправдаться, сообщив в беседе с изданием 59.ru, что «только прикладывал крест ко лбу тех, кто подходил».
Итак, дорогие читатели, предлагаю вам оценить поступки двух священнослужителей - людей разных эпох, которых, безусловно, объединяет искренняя вера в Бога. Архиепископу Московскому Амвросию, выпала судьба жить и погибнуть в не самом просвещенном восемнадцатом веке, не смотря на это, он был человеком широких взглядов. Религиозность в нём легко уживалась с энциклопедической образованностью и житейским здравомыслием. Наш современник, Андрея Литовка, бесспорно, человек смелый, коронавирус его не пугает, а чувство ответственности за жизнь и здоровье прихожан нашему герою, вообще, не знакомо. По моему мнению, отец Андрей, проявил себя, как законченный мракобес и ретроград. Однако, это только моё мнение, МНЕНИЕ ДИЛЕТАНТА. А как вы считаете?
Если вам понравилась эта статья читайте так же на канале
Слава Владимиру-освободителю! Россияне сами теперь решают выходить им на работу или нет.