Берлин изобрел много чудо-оружия, но не все из них были успешными. На самом деле, эти дорогостоящие проекты, возможно, уменьшил шансы нацистов на победу в войне.
Нацистская Германия разработала первое реактивное летающее крыло, которое без сомнения можно назвать самолётом-невидимкой.
Но максимизация скорости и дальности полета, а не скрытность, была основной мотивацией для реактивного самолета в форме летучей мыши.
Вальтер Хортен был летчиком-асом истребителя в немецком Люфтваффе. Его брат Реймар был авиаконструктором, не имевшим формального авиационного образования. В юности эта пара разработала серию инновационных планеров без хвостового оперения.
В 1943 году шеф люфтваффе Герман Геринг разработал так называемую спецификацию 3x1000 для самолета, который мог летать на тысячу километров в час, перевозя тысячу килограммов бомб с топливом, достаточным для рейда на тысячу километров и обратно, сохраняя при этом треть запаса топлива для использования в бою. Такой самолет мог поражать цели в Британии, обгоняя любые истребители, посланные для его перехвата.
Очевидно, что новые турбореактивные двигатели, разработанные Германией, потребуются самолету для достижения таких высоких скоростей. Но реактивные двигатели очень быстро сжигали свое топливо, делая невозможными полеты на более далекие расстояния. Идея братьев Хортен состояла в том, чтобы использовать конструкцию летающего крыла — самолет без хвоста, настолько аэродинамически правильный, что он почти не создавал сопротивления вообще. Такой планер потребовал бы меньше мощности двигателя для достижения более высоких скоростей, и поэтому потреблял бы меньше топлива.
Конструкции летающих крыльев не были полностью новой идеей и ранее использовались как в планерах, так и в силовых самолетах. Во время Второй Мировой Войны компания Northrop разработала свой собственный высокопроизводительный летающий бомбардировщик XB-35 для американских военных, хотя он не смог войти в массовое производство. Несмотря на аэродинамические преимущества, отсутствие хвостового оперения, как правило, делало крыло летательного аппарата склонным к неконтролируемым движениям во время полёта.
В августе 1943 года братьям Хортен было дано разрешение на реализацию этой концепции. Они впервые построили безмоторный планер, известный как H. IX V1. У V1 были длинные, тонкие стреловидные крылья, сделанные из фанеры, чтобы сэкономить вес. Эти "колоколообразные" крылья компенсировали проблему неконтролируемых бросков во время полётов. Не имея руля направления или элеронов, H. IX полагался на “элевоны” (комбинации элеронов и лифтов) и два набора спойлеров для управления. Элевоны можно было перемещать дифференцированно, чтобы вызвать крен, или вместе в том же направлении, чтобы изменить шаг, в то время как спойлеры использовались, чтобы вызвать наклон.
После успешных испытаний планера V1 в Ораниенберге в марте 1944 года последующий прототип V2 был установлен с двумя турбореактивными двигателями Jumo 004B, расположенными по обе стороны кокпита из сварной стальной трубы. Он также отличался примитивным катапультируемым сиденьем и тормозным парашютом, разворачиваемым во время посадки, в то время как убирающиеся трехколесное шасси было установлено так, чтобы позволить самолету нести более тяжелые грузы.
Первый испытательный полет состоялся 2 февраля 1945 года. Прототип даже, как сообщается, побил реактивный истребитель Me 262, оснащенный теми же двигателями Jumo 004, в мнимом воздушном бою.
Но процесс испытаний был прерван 18 февраля, когда один из реактивных двигателей V2 загорелся и остановился в середине полета. Летчик-испытатель Эрвин Циллер выполнил ряд поворотов и пикирований в попытке перезапустить двигатель, прежде чем, по-видимому, потеряв сознание от паров разбился.
Несмотря на это, Геринг уже одобрил производство сорока летающих крыльев, которые будут осуществляться компанией Gota company, которая в основном производила тренажеры и военные планеры во время Второй мировой войны. производственные самолеты были обозначены Ho 229s или Go 229s.
Из—за большой скорости Ho 229 считалось, что серийная версия сможет достичь 975 километров в час, но был перепрофилирован, чтобы быть истребителем с запланированным вооружением из двух тяжелых пушек Mark 103 тридцатимиллиметровой калибра. Было начато строительство четырех новых прототипов-пронумерованных V3 и V6, два из которых должны были стать двухместными ночными истребителями.
Однако Ho 229 так и не поднялся с земли. Когда американские войска VIII корпуса захватили завод во Фридрихроде, Германия, в апреле 1945 года, они обнаружили только секции кабины опытных образцов в различных стадиях разработки. Единственная пара соответствующих крыльев была найдена в 100км отсюда. Самый полный из четырех, прототип V3, был отправлен обратно в Соединенные Штаты для изучения вместе с крыльями, и сегодня его можно увидеть в процессе реставрации в центре Udvar-Hazy Американского музея авиации и космонавтики в городе Шантилли, штат Вирджиния.
Был ли Ho229 истребителем-невидимкой?
Одно слово, которое вы до сих пор не видели в этой истории “стелс”, и это потому, что нет никакой документации из 1940-х годов, подтверждающей представление о том, что летающее крыло было предназначено для того, чтобы быть самолетом-невидимкой. И все же, Хортены наткнулись на тот факт, что конструкция летающего крыла поддается своего рода уменьшенному радиолокационному сечению, идеальному для самолета-невидимки.
Реймер Хортен переехал в Аргентину после войны, а в 1950 году написал статью для Revista Nacional de Aeronautica утверждая, что деревянный самолет будет поглощать радиолокационные волны. Тридцать лет спустя, когда теория, лежащая в основе самолета-невидимки, стала более широко известна, Реймер писал, что он намеренно стремился превратить летающее крыло Horten в самолет-невидимку, утверждая, что он даже построил планер с использованием специальной радиопоглощающей смеси углерода, опилок и древесного клея без уведомления своего начальства. Для определения наличия угольной пыли были проведены два теста, один из которых подтвердил его утверждение, а другой нет. В целом историки настроены скептически и эта скрытность была частью дизайна с самого начала.
В 2008 году Northrop Grumman объединился с National Geographic channel, чтобы реконструировать макет Ho 229, который они протестировали для отражения радара, а затем симулировали британскую сеть радаров. Их выводы были менее чем ошеломляющими, данный самолет-невидимка обнаруживался радарами на 80% хуже стандартного немецкого истребителя Bf. 109 .
Испытатели Northrop подчеркнули, что в сочетании с гораздо большей скоростью Ho 229 это скромное улучшение дало бы обороняющимся истребителям слишком мало времени, чтобы эффективно реагировать.
Но, конечно же главной особенностью летающего крыла всегда считалась его скорость, которая могла превышать максимальную скорость лучших союзных истребителей того времени на целых 33 процента. Время обнаружения не имело бы большого значения, если бы самолёт мог обогнать все, что было послано для его перехвата.
Ho 229, возможно, был бы грозным противником в небе второй мировой войны, но на самом деле самолет был далеко не готов к массовому производству к концу войны. Хотя с натяжкой можно утверждать, что Ho229 был задуман как самолет-невидимка, нет никаких сомнений. И что он стал пионером конструктивных особенностей, которые продолжают использоваться в малозаметных самолетах сегодня.