Перевал был несложным. Тропа выводила на осыпной склон, потом путь шел по поверхностной морене, далее закрытый ледник, затем снова осыпь, уже на спуск. Ничего особенного, обычный перевал для начала сложного спортивного похода. Только все шло очень медленно. Третий день. Тяжелые рюкзаки. Никакой акклиматизации. Конечно, можно было поставить лагерь сразу после спуска с седловины, у маленького озерка, там, где осыпь выполаживалась. Но очень уж не хотелось на камнях спать. Еще три недели похода впереди. Ночевать придется и на камнях, на льду, на снегу. Вот и решили сегодня идти вниз до самой реки, до травы.
Солнце клонилось к закату, а группа все шла и шла. Тропа, вместо того, чтобы спуститься вниз, извивалась по крутым травянистым склонам альпийских лугов, и уже несколько километров шла практически параллельно реке. Установить палатки было негде.
— Во, попали! Что за идиотская тропа!? — сказал Доктор, когда группа после очередного «забега» присела на пару минут перевести дыхание.
— Тропа — это выбор народа, голосующего ногами, — философски изрек Борис.
— Это точно! — отозвался Слава. — Плакал наш завтрашний ранний выход.
— Да черт с ним, с выходом! Нам до темноты успеть бы до плоского места добежать!
— Успеем. Минут через сорок будем у реки.
— Ага! — рассмеялся Доктор. — А стемнеет уже минут через сорок пять.
— О! И ты считаешь, что успеем.
Оставалось действительно немного. Тропа километра полтора шла горизонтально, обходя какие-то выступы скал, затем пересекала три песчано-каменистых кулуара и резким серпантином сбегала вниз к реке, на пологую часть долины.
— А мы где встанем? — спросила Светлана, — Вон там, где эта летающая тарелка движется?
Действительно, по дну долины не спеша ползло белое облако, удивительно похожее на классическую летающую тарелку.
— Конечно, где же еще. Ну, кони, сажаем на спины молчаливых всадников, и галопом.
— Боря, — радостно прощебетала Светлана, — хватай мой рюкзак! Про кобылиц Слава никаких указаний не давал!
* * *
Диабл, прикрыв глаза, удобно развалился в эргономическом кресле. До Земли оставалось около трех часов лета. Он давно не был здесь. Основная часть работы проходила в кабинете. Выезды на спецоперации были редким исключением. Обычно не хватало времени. Кроме того, он подозревал, что его присутствие мешает работать сотрудникам, но соглашаться с этой истиной не хотелось.
Почти девятьсот мировых лет тому назад в системе ZRX 4214 обнаружили планету с разумной жизнью. Аборигены называли ее Землей. Цивилизация явно была не готова к тем знаниям, которыми располагало мировое сообщество. К тому же отличалась необычайной агрессивностью.
Дискуссии о судьбе цивилизации продолжались долго. Дошло до крайних точек зрения. Одни утверждали, что она очень опасна, и может создать солидные неприятности из-за неуемной агрессивности. И предлагали колонизацию. С ограничением опасных технологий. Другие, наоборот, пытались доказать, что агрессивность на раннем этапе развития, просто благо. Со временем первобытную дикость сменяет развитый интеллект. Особенно там, где прогресс идет быстро. Агрессивность становится управляемой разумом. Такая цивилизация может стать ударной силой Объединенного Мира. И предлагали начать сотрудничество с постепенным его расширением.
Головной Совет тоже не мог прийти к единому мнению. Отправили для изучения ситуации на месте экспедицию под руководством Иисуса Христа. Экспедиция вернулась, материалы рассмотрели, но ясности не прибавилось. Непонятно главное — действительно ли земляне обладают способностью к быстрому развитию? Объединенный Мир знал, что прогресс цивилизации определяют, в первую очередь, личности, которых называли Прогрессорами. Их количество и уровень задают темп развития.
В конце концов, было принято нейтральное решение — пусть живут пока самостоятельно. А потом вопрос будет рассмотрен вновь. Когда станет понятно, каковы же их реальные способности. Срок определили в 1000 мировых лет. По земному времени он истекал в 2238 году. Сформулировали основные требования, которым должна была соответствовать цивилизация Земли к этому сроку. Докажет способность к прогрессу, получит допуск к Всемирному банку технологий и станет полноправным членом Объединенного Мира. Нет — быстрее всего колонизация.
Назначили опекуна. Все по закону — цивилизацию, Зона обитания которой была ближайшей к Земле. То есть, Ад. Иисус, правда, пробовал возражать, но с законом спорить трудно. Да и за все проделки с собственным кси-дублем на Земле он в опалу попал. Но, парень он умный, хорошо знал, что говорил. Дело было в Законе о Зонах. И гексабориде стронция. В Зоне, которую сейчас контролировал Ад, было семь планет, где встречались его залежи. Местоположение Земли было таковым, что по Закону в ее Зону отходило четыре, после приема в Объединенный Мир. Дикари могли стать фантастически богатыми! За счет Ада.
Когда права опекунства были оформлены, его правительство в обстановке строжайшей секретности создало три независимые комиссии, которые дали прогноз на развитие ситуации. Результат получился крайне неутешительный. Семьсот, в самом крайнем случае восемьсот мировых лет нужно землянам для выполнения всех условий Объединенного мира. Гексаборид стронция придется отдавать, если не принять эффективных мер.
Согласно правилам, опекун, разумеется, не имел права воздействовать на подопечного. Только наблюдение и доклады каждые 10 лет. Но цена вопроса составляла четыре планеты со сказочным богатством! А потому служба наблюдения, которую Диабл возглавлял в настоящее время, с самого начала создавалась как служба двойного назначения.
Официальная деятельность заключалась в наблюдении и подготовке докладов для Головного Совета. Но на решение этих вопросов уходило только десять процентов всех ресурсов. Остальные девяносто тратились на решение двух других задач. Не дать землянам выполнить условия Головного Совета и сделать это совершенно незаметно для всех. Вторая задача очень ограничивала выбор средств при решении первой. Если бы вмешательство во внутренние дела землян было бы доказано, то опекуна мгновенно бы сменили. Желающих было предостаточно. Поэтому работа была ювелирной, масштабной и многоплановой одновременно.
* * *
— Господин Верховный Магистр, — мягко произнес бесшумно подошедший командир корабля, — вам срочное донесение.
— Спасибо, капитан.
«Докладываю. Группа туристов, в составе которой находится наблюдаемый субъект, изменила план путешествия. Группа не остановилась на ночевку у озера на высоте 3261 метр, а продолжила движение вниз в долину реки. Таким образом, прибытие субъекта в заданную точку вместо завтрашнего утра планируется через два часа пятнадцать минут. Командир пункта наблюдения А416R»
— Капитан!
— Слушаю, господин Верховный Магистр!
— Нам необходимо прибыть на место через один час сорок минут. Вы можете уложиться в этот срок?
— Да, господин Верховный Магистр! Только вам необходимо перейти в антиперегрузочную капсулу.
— Уже иду, — проворчал Диабл, вылезая из кресла.
— Какие еще будут указания?
— Проследите за тщательным соблюдением режима маскировки как до, так и после входа в атмосферу.
— Есть!
Усаживаясь в капсулу, Диабл вдруг подумал: «Неужели и я превратился в тупоголовое начальство? Сколько у него посадок на Землю? Кажется, 462. А я ему указание даю, чтобы соблюдал режим маскировки».
Другие рассказы:
Короткий привал
Ведь это наши горы
Глубокая разведка
Рассказы о войне:
Все, что смогу лично...
Прорыв
Дед