Найти в Дзене
Юлия Аскарова

Ночевала тучка золотая: недетская книга для детей

Говорят, о времени можно судить по отношению к животным и детям. Наше время, это время агрессивно заботливых матерей, и время недремлющего ока ювенальной юстиции. Хорошо это или плохо, рассудит опять же время. Но так было не всегда. Из века в век росли поколения брошенных детей, пробивающихся в жизни как сорная трава: все ее топчут, изводят, а она растет. Особенно много таких детей становилось в периоды войн. В этой статье я хочу поговорить о книге, очень нашумевшей в 90-е, но уже позабытой сейчас. О книге про детей и, вроде, для детей, но книге страшной, книге, которую сначала нужно прочитать взрослому. Книга Анатолия Приставкина "Ночевала тучка золотая" как раз о таких детях: оставшихся сиротами, вечно голодных беспризорниках, вынужденных бороться за свое существование. И это не дети полка, которых все любят, это настоящие шакалы, как они сами себя называют, рвущие все, что плохо лежит, все испробовавшие, никому не нужные. Главные герои повести два брата-близнеца, привязанные к др

Говорят, о времени можно судить по отношению к животным и детям. Наше время, это время агрессивно заботливых матерей, и время недремлющего ока ювенальной юстиции. Хорошо это или плохо, рассудит опять же время. Но так было не всегда. Из века в век росли поколения брошенных детей, пробивающихся в жизни как сорная трава: все ее топчут, изводят, а она растет. Особенно много таких детей становилось в периоды войн.

В этой статье я хочу поговорить о книге, очень нашумевшей в 90-е, но уже позабытой сейчас. О книге про детей и, вроде, для детей, но книге страшной, книге, которую сначала нужно прочитать взрослому.

Кадры из одноименного фильма.
Кадры из одноименного фильма.

Книга Анатолия Приставкина "Ночевала тучка золотая" как раз о таких детях: оставшихся сиротами, вечно голодных беспризорниках, вынужденных бороться за свое существование. И это не дети полка, которых все любят, это настоящие шакалы, как они сами себя называют, рвущие все, что плохо лежит, все испробовавшие, никому не нужные.

Главные герои повести два брата-близнеца, привязанные к друг другу невидимой пуповиной и не мыслящие жизнь порознь. Голод заставляет их, как и других воспитанников детских домов, придумывать такие схемы добывания пропитания, что у милиции даже в голове не укладывается. Но от этих ухищрений легче жить не становится, и братья записываются на эшелон, сформированный для отправки таких же как они на богатые земли Кавказа для заселения.

Это одна история этой повести, которая лежит на поверхности, которая очень легко читается и будет интересна детям. Братьев ждет много авантюр. Они по босятски находчивы, местами даже забавно наблюдать за их маневрами.

Но есть и другая история. Эта история о выселении с их земель чеченцев. И эта история трагична и ужасна. Она проявляется не явно, через удивление мальчика при встрече с закрытым вагоном, полными просящих пить детей, эта история находит развитие в страхах, в ожидании жестокой развязки. Наконец, эта развязка наступает в самой своей неприглядной жестокости. И это уже недетская история.

Я не хочу пересказывать всю повесть. Иначе Вы и читать не станете (если уже не читали). А читать стоит! И детям, ну не совсем детям, подросткам, стоит дать эту книгу.

Причин несколько:

Во-первых, чтобы поняли, что не всегда и не всем приносят счастливое детство на тарелочке, что жизнь бывает и тяжелая. Может быть, лучше научатся любить и ценить то, что имеют.

Во-вторых, поймут, может быть, если Вы поможете, как страшен любой национализм, как важно жить в уважении и терпимости к культуре разных народов.

В-третьих, поймут, но тоже только с Вашей помощью, что любая попытка подавить народ силой, приводит к жестокому сопротивлению. Кто с мечом идет, тот рано или поздно от меча и получает.

Повесть Анатолия Приставкина так легко читается, но так тяжело переживается. Вся тоска мира заложена в такой простой и такой сложный вопрос, заданный главным героем своему воображаемому врагу: "...Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют...Разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, а все люди были живые?"

Повесть не развлечет ваших детей, но в душе след должна оставить, как та тучка из стихотворения М. Ю. Лермонтова:

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне .

Такие книги заставляют думать, не дают пустыне поселиться в душе.