Найти тему
Urpguide

Строительство города надо начинать... с тюрьмы?

Существует множество градостроительных концепций и традиции. Некоторые из них нам, жителям России, известны очень хорошо:

  • радиально-кольцевая система развития города - это Москва,
  • город с прямоугольной сеткой улиц - это Санкт-Петербург (и еще сотни полторы городов в самых разных частях страны, например, Кунгур, Мосальск, Хвалынск...),
  • город-сад пытались сделать в пригородах опять же Москвы (поселок Сокол, Мытищи, город Перово) и традиционных индустриальных центрах вроде Иванова или Кемерова...

А уж сколько у нас т.н. "линейных городов" - и не сосчитать!..

Теоретики и практики архитектуры предлагали и предлагают принципиально новые или переосмысленные старые подходы к созданию, развитию, трансформации городов... Многие из этих концепций так или иначе обращаются к высоким, даже утопическим идеям, прекрасным фантазиям, грезам о светлом будущем...

На этом фоне резким, даже чудовищным контрастом выступает мнение одного оригинального зодчего рубежа XIX-XX веков.

Приведем длинную цитату:

– Вряд ли все же, Алексей Максимович, от Пугачева можно было ожидать свободы, – сказал гофмейстер. – А сейчас вы находите – народ не свободен?
– Да как сказать… в деревнях посвободнее, а в городах скверно. Вообще города не так построены. Если бы я строил, то прежде всего построил бы огромный театр для народа, где бы пел Федор. Театр на двадцать пять тысяч человек. Ведь церквей же настроено на десятки тысяч народу.
– Как же строить театр, когда дома еще не построены? – спросил Мазырин.
– Вы бы, конечно, сначала построили храм? – сказал Горький гофмейстеру.
– Да, пожалуй.
– Позвольте, господа, – сказал Мазырин. –
Никогда не надо начинать с театра, храма, домов, а первое, что надо строить, – это остроги.
Горький, побледнев, вскочил из-за стола и закричал:
– Что он говорит? Ты слышишь, Федор? Кто это такой?
– Я кто такой? Я – архитектор, – сказал спокойно Мазырин. – Я знаю, я строю, и каждый подрядчик, каждый рабочий хочет вас надуть, поставить вам плохие материалы, кирпич ставить на песке, цемент уворовать, бетон, железо. Не будь острога, они бы вам показали.
Вот я и говорю – город с острога надо начинать строить.
Горький нахмурился:
– Не умно.
– Я-то дело говорю, я-то строил, а вы сочиняете… и говорите глупости, – неожиданно выпалил Мазырин.
Все сразу замолчали...

Этот любопытный диалог приводится в мемуарах выдающегося русского художника Константина Коровина, чей творческий кружок занимал не последнее место в удивительном мире русской творческой богемы рубежа XIX-XX вв. Однажды вечером, как ясно из приведенного отрывка, в компании Коровина и Шаляпина спорили Максим Горький (1868-1936) и архитектор Виктор Мазырин (1859-1918), который с позиции опытного практика поставил писателя на место. О Горьком и так знают все, расскажем немножко о Мазырине :)

Сегодня некоторые суровые критики считают его второстепенным архитектором; иногда его даже именуют автором одного дома (речь, конечно, об особняке Морозова на Воздвиженке)...

(С этим домом, кстати, связано много былей и небылиц: то мать хозяина - Арсения Морозова, представителя динестии купцов-промышленников Морозовых - сказала, что теперь весь город будет знать о его глупости, то его супруга устроит суд с его любовницей за право владеть домом, то Лев Толстой обругает как особняк, так и его владельца в одном из своих произведений...)

Однако Коровин ценил архитектора Мазырина весьма высоко. И мы с ним согласны :)

Говорят, будто бы на вопрос о том, в каком стиле стоит построить особняк, Арсений Морозов ответил зодчему что-то вроде «надо строить во всех, денег на все хватит». Длительное трансевропейское путешествие заказчика и исполнителя, как известно, достигло своей кульминации в португальской Синтре у стен Паласиу-ди-Пена, но до того успевшие подружиться заказчик и исполнитель много чего успели повидать. Потому и через 15 лет после осмотра фасадов Голландии, Франции, Испании архитектор, мнивший себя не то дальним потомком, не то реинкарнацией проектировщика египетских пирамид, обращался к романской, готической и мавританской архитектуре. Так, например, в одном из переулков Басманного района возник дом с башенками (а-ля средневековый замок):

-2

А вот еще один псевдоготический дом, кстати, до сих пор жилой (и кстати, построенный по заказу состоятельного крестьянина):

Источник: photosight.ru
Источник: photosight.ru

Биография Мазырина фактически еще раз доказывает пользу путешествий и экскурсий: они расширяют кругозор, развивают фантазию, способствуют развития художественного вкуса. До путешествия по Европе постройки архитектора выглядели куда более традиционно, можно даже сказать, заурядно:

Скучный кирпичный дом спрятался сразу за консерваторией на Большой Никитской улице
Скучный кирпичный дом спрятался сразу за консерваторией на Большой Никитской улице

Мазырин, как уже сказано выше, вообще был большим оригиналом: практиковал спиритические сеансы, читал молитвы собственного сочинения... Причем все это не мешало ему получать заказы на строительство традиционных православных храмов! :)

Архитектор благополучно пережил революции 1917 года, однако в 1919 году скончался, заболев тифом. Несколько лет назад в Москве вышла первая книга, посвященная его творчеству (над ее созданием работал и внук мастера).

***

Еще пара построек мастера - в этом посте!..