Существует множество градостроительных концепций и традиции. Некоторые из них нам, жителям России, известны очень хорошо:
- радиально-кольцевая система развития города - это Москва,
- город с прямоугольной сеткой улиц - это Санкт-Петербург (и еще сотни полторы городов в самых разных частях страны, например, Кунгур, Мосальск, Хвалынск...),
- город-сад пытались сделать в пригородах опять же Москвы (поселок Сокол, Мытищи, город Перово) и традиционных индустриальных центрах вроде Иванова или Кемерова...
А уж сколько у нас т.н. "линейных городов" - и не сосчитать!..
Теоретики и практики архитектуры предлагали и предлагают принципиально новые или переосмысленные старые подходы к созданию, развитию, трансформации городов... Многие из этих концепций так или иначе обращаются к высоким, даже утопическим идеям, прекрасным фантазиям, грезам о светлом будущем...
На этом фоне резким, даже чудовищным контрастом выступает мнение одного оригинального зодчего рубежа XIX-XX веков.
Приведем длинную цитату:
– Вряд ли все же, Алексей Максимович, от Пугачева можно было ожидать свободы, – сказал гофмейстер. – А сейчас вы находите – народ не свободен?
– Да как сказать… в деревнях посвободнее, а в городах скверно. Вообще города не так построены. Если бы я строил, то прежде всего построил бы огромный театр для народа, где бы пел Федор. Театр на двадцать пять тысяч человек. Ведь церквей же настроено на десятки тысяч народу.
– Как же строить театр, когда дома еще не построены? – спросил Мазырин.
– Вы бы, конечно, сначала построили храм? – сказал Горький гофмейстеру.
– Да, пожалуй.
– Позвольте, господа, – сказал Мазырин. – Никогда не надо начинать с театра, храма, домов, а первое, что надо строить, – это остроги.
Горький, побледнев, вскочил из-за стола и закричал:
– Что он говорит? Ты слышишь, Федор? Кто это такой?
– Я кто такой? Я – архитектор, – сказал спокойно Мазырин. – Я знаю, я строю, и каждый подрядчик, каждый рабочий хочет вас надуть, поставить вам плохие материалы, кирпич ставить на песке, цемент уворовать, бетон, железо. Не будь острога, они бы вам показали. Вот я и говорю – город с острога надо начинать строить.
Горький нахмурился:
– Не умно.
– Я-то дело говорю, я-то строил, а вы сочиняете… и говорите глупости, – неожиданно выпалил Мазырин.
Все сразу замолчали...
Этот любопытный диалог приводится в мемуарах выдающегося русского художника Константина Коровина, чей творческий кружок занимал не последнее место в удивительном мире русской творческой богемы рубежа XIX-XX вв. Однажды вечером, как ясно из приведенного отрывка, в компании Коровина и Шаляпина спорили Максим Горький (1868-1936) и архитектор Виктор Мазырин (1859-1918), который с позиции опытного практика поставил писателя на место. О Горьком и так знают все, расскажем немножко о Мазырине :)
Сегодня некоторые суровые критики считают его второстепенным архитектором; иногда его даже именуют автором одного дома (речь, конечно, об особняке Морозова на Воздвиженке)...
(С этим домом, кстати, связано много былей и небылиц: то мать хозяина - Арсения Морозова, представителя динестии купцов-промышленников Морозовых - сказала, что теперь весь город будет знать о его глупости, то его супруга устроит суд с его любовницей за право владеть домом, то Лев Толстой обругает как особняк, так и его владельца в одном из своих произведений...)
Однако Коровин ценил архитектора Мазырина весьма высоко. И мы с ним согласны :)
Говорят, будто бы на вопрос о том, в каком стиле стоит построить особняк, Арсений Морозов ответил зодчему что-то вроде «надо строить во всех, денег на все хватит». Длительное трансевропейское путешествие заказчика и исполнителя, как известно, достигло своей кульминации в португальской Синтре у стен Паласиу-ди-Пена, но до того успевшие подружиться заказчик и исполнитель много чего успели повидать. Потому и через 15 лет после осмотра фасадов Голландии, Франции, Испании архитектор, мнивший себя не то дальним потомком, не то реинкарнацией проектировщика египетских пирамид, обращался к романской, готической и мавританской архитектуре. Так, например, в одном из переулков Басманного района возник дом с башенками (а-ля средневековый замок):
А вот еще один псевдоготический дом, кстати, до сих пор жилой (и кстати, построенный по заказу состоятельного крестьянина):
Биография Мазырина фактически еще раз доказывает пользу путешествий и экскурсий: они расширяют кругозор, развивают фантазию, способствуют развития художественного вкуса. До путешествия по Европе постройки архитектора выглядели куда более традиционно, можно даже сказать, заурядно:
Мазырин, как уже сказано выше, вообще был большим оригиналом: практиковал спиритические сеансы, читал молитвы собственного сочинения... Причем все это не мешало ему получать заказы на строительство традиционных православных храмов! :)
Архитектор благополучно пережил революции 1917 года, однако в 1919 году скончался, заболев тифом. Несколько лет назад в Москве вышла первая книга, посвященная его творчеству (над ее созданием работал и внук мастера).
***
Еще пара построек мастера - в этом посте!..