Часть 4.
В предыдущей части рассказан невероятный взлёт компании ООО «ДисплАир Компани» и её основателя.
У стартапа имелись все ресурсы для создания уже коммерческого устройства, отвечающего всем заявленным ранее требованиям. Сама демонстрационная модель воздушного дисплея была проработана лишь на 30% от заявленных технических характеристик, которыми должен был обладать готовый к продаже продукт.
Однако на дворе уже 2020 год, а подобных устройств в продаже от российской компании нету. Что-то где-то пошло не так…
Что может пойти не так, когда у тебя есть опытные инверторы, запатентованная технология, команда разработчиков с общим штатом сотрудников в 51 человек и 200 миллионов рублей? Оказывается, очень многое…
По закону жанра руководство стартапа выбрало пусть создания целой корпорации: открылись офисы в Москве и Астрахани, пошли постоянные командировки в Дубай, США.
При этом, глядя на стартапы в кремниевой долине, руководители создавали всё то же самое у себя в компании. Например, на окладе в 70 тысяч рублей был специальный работник, который следил за качеством фруктов, которые сотрудники употребляли в пищу, а также отвечал за их досуг.
Оклады в стартапе на рядовые позиции были по 150 тысяч рублей (тот же СММ-специалист), а штат сотрудников только возрастал (однако есть мнение, что получал специалист всего 10 тысяч рублей, но это крайне маловероятно, так как подобные заплаты зафиксированы крупными интернет-рекрутментами). И всё это на фоне прототипа воздушного дисплея, разработка которого отошла на второй план. Стартап занялся рекламой и пиаром.
Разработчики столкнулись с рядом сложностей, которые мешали продавать даже представленные недоделанные прототипы дисплеев. Дисплеи часто выходили из строя, качество сильно страдало, и это при высокой заявленной стоимости в 398 тысяч рублей. Тогда было принято решение сдавать их в аренду по стоимости 30 тыс. рублей в день. Этой услугой попользовались более 150 компаний. Выручка компании составила 7 миллионов, однако прибыль ушла в глубокий минус на 106 миллионов рублей.
Пользователями дисплеев были рекламные агентства и выставочные центры.
Например, стенд нефтехимической компании "Сибур" на выставке “Интерпластика 2013” был украшен воздушными дисплеями компании ООО «ДисплАир компани».
Рынки сбыта открылись в США, где американский дистрибутор «Flexis» готов был вложить в продвижение продукции 500 000 $. Практически в это же время открылись рынки сбыта в Китае, Японии и Европе.
Крупномасштабное производство, по замыслам руководителей, должно было развернуться в Китае, где были заказаны пресс-формы за 30 миллионов рублей. Стартап начал принимать уже предзаказы, и вознамерился продавать несколько тысяч дисплеев в год, что для компании являлось лишь стартом.
У воздушного дисплея было существенное преимущество в рекламном бизнесе. Согласно проведённому следованию, он привлекал в 2 раза больше посетителей по сравнению с традиционными экранами, а отклик на размещённую рекламу был выше в 3 раза; время, проведенное у воздушного дисплея, было от 1 до 5 минут, тогда как у традиционного - всего 5–10 секунд.
Однако планы, красноречиво описываемые руководством, шли вразрез с реальностью, где разработка продукта постоянно спотыкалась об эти самые грандиозные планы руководителей стартапа.
В итоге, через 2 года после привлечения 200 миллионов рублей, деньги внезапно кончились, а продукт был разработан всего на 45% от планируемых технических характеристик. После такого феерического провала даже американские инвесторы отказались от дальнейшего финансирования стартапа, несмотря на то, что прототип устройства произвёл фурор на компьютерной выставке в Лас-Вегасе.
Сам основатель обратился к своей команде, сообщив о закрытии проекта и подвергнув критике как методы компании, так и само техническое совершенство воздушного дисплея.
Инвестиций стартап больше привлечь не смог, как и не смог продать технологию крупным корпорациям.
Тут, конечно, можно найти много виноватых, однако политика создания компаний в кремниевой долине строится, в первую очередь, на привлекательности инвестиций, а уж потом на самом продукте. Как пример, инновационная компания-пустышка “Theranos” с капитализацией в 4,5 миллиарда долларов. А её основательница, Элизабет Холмс, официально объявлена в розыск федеральными властями США за мошеннические действия.
Фактически, оба стартапера были приверженцами Стива Джобса. Я лично считаю, что труды подобных личностей обязательны к ознакомлению, однако проецировать их мировоззрение нужно с осторожностью, и продумывая последствия.
Что в итоге мы имеем сегодня? Компания ООО «ДисплАир Компани» ликвидирована. На момент ликвидации доля основателя компании составляла 48,62%.
С 2017 года и по настоящее время у бывшего генерального директора и автора изобретения интерактивного безэкранного воздушного дисплея зарегистрировано ИП, ОКВЭДы которого схожи с ОКВЭДами компании ООО «ДисплАир Компани». Следовательно, основатель и идеолог воздушных дисплеев продолжает самостоятельно развивать это направление.
Подобный пример является показателем веры в свои силы, успешного поиска инверторов, успеха и провала. Инвесторов тоже нужно проверять на их прошлую деятельность и, если интересы инвестора и политика ваше компании различаются, это может погубить общее дело.
Современные инвесторы стали более настороженно относиться к стартапам, и довольно требовательны к ним. Сегодняшний мировой кризис перекроит инвестиционные рынки, создав новые посткризисные правила инвестирования.
Забывать после инвестиций об интересах инвесторов – главная ошибка любого стартапера.
Часть 5. Инвестиции в Стартап: Как развивать свой проект?
================================================================
Часть 1. Инвестиции в Стартап: долго ли ждать у моря погоды?
Часть 2. Инвестиции в Стартап: где все деньги?
Часть 3. Инвестиции в Стартап: Когда мозгов больше чем денег...
P. S. Ссылки на источники теперь находятся в группе Вконтакте!