Найти в Дзене

Польская операция НКВД, сталинские репрессии и война разведок – всё ли так однозначно?

В нынешний век Интернета Википедия – источник знаний. Во всяком случае, если есть намерение получить информацию о каком-либо событии, факте или явлении, то она – первый помощник. Это – объективная реальность, однако есть нюансы. Вот, например – непростая история российско-польских и советско-польских отношений. И более конкретно – «польская операция» НКВД в предвоенные годы, обусловленную предельно враждебным отношениям националистической Польши Юзефа Пилсдского по отношению к «восточному соседу». Не будем цитировать здесь соответствующую статью из Википедии – весьма, кстати, объективную. Добавим лишь некоторые факты и обстоятельства. Известно, что события разворачивались преимущественно на территории Украинской и Белорусской ССР, западные части которых были отторгнуты поляками ещё в 1921 году после Рижского мира и вернутся в состав СССР в сентябре 1939 года. Однако и без того на территории Советского Союза проживало более 1 миллиона поляков, в основном – на Украине и Белоруссии. Если
«Война разведок» - факт, вполне признаваемый в Польше. Рисунок: dorzeczy.pl
«Война разведок» - факт, вполне признаваемый в Польше. Рисунок: dorzeczy.pl

В нынешний век Интернета Википедия – источник знаний. Во всяком случае, если есть намерение получить информацию о каком-либо событии, факте или явлении, то она – первый помощник. Это – объективная реальность, однако есть нюансы.

Вот, например – непростая история российско-польских и советско-польских отношений. И более конкретно – «польская операция» НКВД в предвоенные годы, обусловленную предельно враждебным отношениям националистической Польши Юзефа Пилсдского по отношению к «восточному соседу». Не будем цитировать здесь соответствующую статью из Википедии – весьма, кстати, объективную. Добавим лишь некоторые факты и обстоятельства.

Известно, что события разворачивались преимущественно на территории Украинской и Белорусской ССР, западные части которых были отторгнуты поляками ещё в 1921 году после Рижского мира и вернутся в состав СССР в сентябре 1939 года. Однако и без того на территории Советского Союза проживало более 1 миллиона поляков, в основном – на Украине и Белоруссии. Если не забывать, что до 1939 года советско-польская граница проходила всего лишь в сотне километров от Минска и не очень далеко от Киева, то планы Варшавы по воссозданию «Речи Посполитой» в границах 1772 года не выглядят столь уж фантастическими. Польская армия того времени считалась третьей по мощи в Европе, в то время как военно-промышленная мощь Советского Союза находилась еще только на стадии формирования. При этом Польша действовала не в одиночку, постоянно прорабатывая разные антисоветские комбинации совместно с Румынией, Прибалтийскими странами, с Финляндией, Японией… И если открытого военного альянса между ними не вышло (отчего – отдельный разговор), то сотрудничество по линии спецслужб очень даже развивалось.

Соответственно, рассказ о «польской операции» НКВД следует вести не с 1937 года (начало арестов советских поляков), а с 1920-х годов. Польские архивы скрывают многие доказательства активной диверсионно-шпионской деятельности польских спецслужб на территории советской Украины, в Белоруссии, России и в других советских республиках. За диверсии и шпионаж против СССР отвечал специальный отдел «Восток» (referat Wschód) Второго отдела Генштаба Войска Польского («двойки»). В рецензии на книгу историка польских спецслужб Анджея Пеплоньского «Wywiad Polski na ZSRR 1921 – 1939» («Разведка Польши в СССР 1921-1939») Лукаш Решчиньский пишет:

«Обращает внимание высокая эффективность действий польской разведки на восточном направлении. Доказательством этого служит заинтересованность добытой поляками информацией со стороны союзных разведок [очевидно, имеются в виду Франция и Великобритания]. Вероятно, информацией Второго отдела Генштаба пользовалась и Германия при подготовке плана «Барбаросса».

План «Барбаросса», если кто забыл – это план молниеносного нападения на СССР, в котором Польша надеялась поучаствовать, особо этого не скрывая. Так что активное сотрудничество польских спецслужб с гитлеровскими «коллегами» перед войной выглядит вполне логично. И надо признать их немалые успехи, прежде всего в западных районах СССР с компактным польским населением.

Как пишет в книге «Польский крест советской контрразведки» историк спецслужб Александр Зданович, только за январь-июнь 1932 года органы безопасности СССР обезвредили 187 агентов только лишь виленской и львовской ячеек «двойки». А ведь подобных ячеек было множество. В ходе расследования были выявлены их связи и выходы на достаточно высокий уровень командования Красной армии. Польского «крота» удалось выявить даже в окружении секретаря ЦК ВКП(б) Вячеслава Молотова, что свидетельствует о высоком мастерстве польских спецслужб (установить личность этого агента, увы, не удалось).

В 1933 году удалось разоблачить агентуру «двойки» во Всесоюзном Орудийно-Арсенальном объединении во главе с резидентом Михаилом Робертовичем Мининым (Виктор Бриль, перевербованный член польской «левицы»). В СССР он прибыл как политэмигрант – одним из приёмов польской «двойки» был заброс агентов в СССР под «легендой» беглых коммунистов, к которым в Советском Союзе хорошо относились. К моменту ареста Брилю удалось раскинуть шпионские сети преимущественно из числа поляков на киевском заводе «Арсенал» и на предприятиях авиационной промышленности в Москве. Интересовался он и Дальним Востоком, ибо, как указывается в книге О. Мозохина «ОГПУ-НКГБ в борьбе со спецслужбами Японии» (М., 2019), «…по договорённости Польши и Румынии с Японией, первый удар должен быть произведён на Дальнем Востоке. Проводившаяся шпионская и диверсионная работа широко финансировалась разведорганами Польши». Согласно секретному соглашению между Варшавой и Токио (1931 года), в случае нападения японцев на СССР (вспомним полномасштабные военные действия на озере Хасан и на реке Халхин-Гол в 1938-39 гг.) Польша должна была оттянуть на себя силы большевиков.

И агентов, подобных Брилю, были сотни, если не тысячи. Конечно, просочиться удавалось не всем – некоторых при переходе границы ловили пограничные патрули. Значительную часть шпионов составляли бывшие активисты Польской военной организации Юзефа Пилсудского, куда набирались кадры с большим опытом. Вот история некоего Скарбека, агента «двойки» и члена «ПВО»: работал в киевском аппарате Компартии Украины с 1917 года и в городском партийном комитете Киева, с 1933 года – в областном комитете в Чернигове. В задачи Скарбека и его агентской сети на Украине и в РСФСР входила организация баз сопротивления и обустройство тайников с оружием для предполагаемого восстания в тыловых районах СССР. К слову, восстание планировалось поднять одновременно с вторжением на Украину и в Белоруссию польских войск. В Киеве резидентура «двойки» была выявлена на ряде крупных промышленных предприятий, в учебных заведениях и даже в армейском гарнизоне. Аналогичные ячейки были вскрыты в Харькове, Виннице, Одессе, Полтаве, Днепропетровске и других городах и районах, причём не только на Украине и в Москве, но даже на Кавказе, где также проживали поляки.

Можно, конечно связать это со сталинским (а на Украине временами это был скорее «хрущёвский») террором, под каток которого попали многие невинные граждане. Однако массовые репрессии 1937-1938 гг. никак не отменяют многолетней кропотливой работы на советской территории спецслужб польских «рыцарей плаща и кинжала», а также их коллег из Румынии, Японии, Германии, Италии. В этой связи вряд ли случайно то, что одновременно с «польской операцией» НКВД усилил контроль за деятельностью консульств вышеупомянутых стран, уже накрытых к тому периоду угаром милитаризма и радикального национализма.

-2

В заключение отметим, что «польскую операцию» НКВД вряд ли можно считать направленной против польского народа. Против шпионов, без различия национальности – несомненно, да. И не будь этой операции, «польский поход» Красной Армии, приведшей к воссоединению белорусского и украинского народов, проходил бы совсем в иных условиях. И кто знает, были бы ныне три западноукраинские области в составе Украины или нет? Понятно, что нынешние политики в Киеве подыгрывают западным соседям, обличая «кровавого Сталина», однако если бы они были более образованными – они благодарили бы НКВД СССР за разгром на Украине польской шпионской сети.

Возможно, некоторые так и делают – разумеется, втихомолку….

Делитесь комментариями, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал!