Бардр Мак Имайр (ок. 873-881 гг. н.э., также известный как Барид Мак Имайр, Барит, Бараид) был королем викингов Дублина, сыном короля викингов Имайра (Имара, Ивана), который основал династию Уй Имайр в Ирландии.
Бардр стал королем Дублина после смерти Имаира.
Он участвовал в военных походах против ирландских монастырей и других религиозных учреждений и наиболее известен своими набегами на различные общины за грабежи, которые были возвращены в Дублин. Он известен как морской царь-викинг, основанный на его набеге на королевство Мюнстер в 873 году.
Он умер в 881 г. н.э. после одного такого налета на ритуалы Святого Цианана или Святого Киарана, в зависимости от различных источников, в Дунлике, Мяте. Его смерть была приписана деянию Бога и святого в наказании Бардра за осквернение святых мест за разграбление.
На смену Бардру пришел неназванный король, а затем его брат Сичфрит Мак Имайр (ок. 883-888 гг. н.э.), который продолжил свою основную политику.
О жизни Бардра известно мало, потому что его биографы были монахами и священнослужителями Ирландии, которые обращали на него внимание только в связи с его набегами на их церкви и монастыри.
Мало что из имеющейся о нем информации последовательно изображает его как "великого тирана-викинга", но этого следует ожидать, когда историю его жизни пишут враги. Тем не менее, есть и другие норвежские лидеры, упоминаемые в ирландских хрониках, которые не так последовательно изображаются жестокими мародёрами, и поэтому вполне возможно, что Бардр был столь же безжалостен, как утверждают священнослужители.
Викинги в Ирландии
Различные хроники ирландцев во время Эпохи викингов никогда не были очень лестными для захватчиков и с уважительной причиной: викинги нарушили жизнь в Ирландии, начиная с 795 г. н.э. с разграблением и сожжением монашеского острова Речру (Ратлин), за которым вскоре последовало уничтожение острова Святого Патрика, одного из самых почитаемых монашеских мест, в 798 г. н.э. Набеги викингов продолжались почти ежегодно до 842 г. н.э.
Следует, однако, отметить, что эта дата принимается только как дата завершения набегов викингов, поскольку она соответствует подъему Дублинского королевства викингов и уменьшению набегов на Ирландию из-за рубежа; это не означает прекращения набегов викингов или военных действий между викингами и ирландцами.
Впервые викинги нанесли удар по Британии в 793 г. н.э. в кровавом набеге на аббатство Линдисфарн, и они продолжат свои набеги там, одновременно совершая набеги на ирландские объекты.
Их выбор монастырей, скорее всего, имел мало общего с религиозными различиями и всем, что связано с легким доступом к богатым грабежам и продовольственным запасам. Монастыри и аббатства часто располагались вдоль побережья и позволяли наносить удары с моря.
Ранние набеги были быстрыми набегами в Британию и Ирландию, во время которых викинги на одном или двух кораблях быстро наносили удары и отправлялись со своими украденными вещами. Однако к 807 г. н.э. они предпринимали весьма согласованные усилия с привлечением большего числа кораблей и более крупных контингентов.
В период между 811 и 822 гг. н.э. они разграбили и сожгли монастыри от Инисмуррея у побережья Слиго на севере до Корка на крайнем юге н.э. Их цели перешли от портативных грабежей и добычи пищи для пленных, которых они могли продать в рабство или выкуп обратно своим семьям.
Такая же парадигма применялась в отношении религиозных реликвий, изъятых из церквей и монастырей, которые ранее, похоже, были украдены за драгоценный металл, из которого они были сделаны, и драгоценных камней, которые украшали их, но теперь были забраны, чтобы получить обратно выкуп.
Продолжались набеги на Дерри (833 г. н.э.) и Глендалоу (834 г. и 836 г. н.э.), которые побудили монахов построить теперь знаменитые Круглые башни. Эти сооружения были построены с дверным проемом на один этаж выше, доступным по лестнице.
Когда набег викингов казался неизбежным, монахи могли бежать к Круглой башне со священными книгами и реликвиями и подниматься по лестнице. Каждый этаж башни также был доступен только по лестнице, и каждый из них можно было перетащить на следующий этаж, если тот, который находился внизу, был поврежден.
Набеги викингов уже оказали значительное влияние на жизнь ирландцев, но они еще не вторглись в страну в целом. Ученый Доннчад О'Коррейн отмечает, что:
"ни один викинг не был назван в ирландских записях до 837 года и ни один король не был назван до середины девятого века".
Они держались на краю; едва ли когда-нибудь на расстоянии более 30 километров от судоходной воды". К такой парадигме ирландцы привыкли, но она вот-вот изменится.
ДЛИННЫЕ ПОРТЫ БЫЛИ ПОСТРОЕНЫ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ЗАЩИТЫ КОРАБЛЕЙ ВИКИНГОВ, НО И ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ НАЗЕМНЫХ АТАК.
Летопись Ольстера записала 840/841 гг. н.э., как первый год пребывания викингов в Ирландии и появление первого лонгфорта викингов (морской базы). Лонгфорты были построены не только для защиты кораблей викингов, но и для защиты от наземных атак.
В летописи 841 г. н.э. сообщается о создании лонгфорта в Дублине, а затем, в 842 г. н.э., в записи говорится: е" (842.2). Теперь викинги"Дикари все еще в Дуйблин могут совершать набеги по своему усмотрению, не только в определенные сезоны, но и по своему усмотрению совершать набеги на земли ирландской династии Ui Neill.
Ui Neill пытались закрепить свою власть на севере и юге Ирландии при помощи правления Высокого коля Тары, выбранного поочередно из северной и южной ветвей клана, и они эффективно сопротивлялись.
В 848 г. н.э. южный верховный король Ui Neill Маэль Сечней I (ок. 846-862 гг. н.э., отец более позднего верховного короля Фланна Синна) в битве под Дублином разгромил силы викингов, убив 700 из них и уничтожив поселение Лонгфорт.
Силы викингов в это время не были организованы под единым руководством, но, похоже, следовали приказам местного вождя. В 849 г. н.э. флот кораблей Дании прибыл в Ирландию, чтобы навести там порядок над норвежскими рейдерскими войсками.
Борьба между датчанами и норвежцами "беспокоила всю страну", согласно летописи Ольстера, до тех пор, пока датчане не были изгнаны примерно в 852 г. н.э.
Однако после того, как датчане ушли, Норсу не дали времени возобновить свои прежние набеги, поскольку прибыла новая фигура, которая навсегда изменит ирландский пейзаж.