Будет немножко спойлеров.
4 октября 1957 года слово «спутник» стало известно во всем мире. Именно как «Sputnik», не «Satellite», например. И вот, это же слово становится названием современного российского фантастического фильма, действие которого происходит в СССР… Даже жутко: уж больно многообещающей по части срача выглядит ситуация.
И вот фильм вышел! Давайте же разберемся, что в нем так, а что не так.
Сюжет
Советский космонавт привез на землю монстряка внутри себя. Монстряк вылезает из космонавта через рот, когда тот спит, и погуляв залезает обратно… Отставить! Тоже через рот. КГБшник в исполнении Ф. Бондарчука содержит этот дуэт на секретной базе в Казахстане. Он хочет космонавта с пассажиром разделить и сделать из монстряка оружие. Монстряка, когда он вылезает, кормят зэками. Исследовательница из Института мозга (Акиньшина), которую привлек к работе КГБшник, решает спасти и зэков и космонавтов: вывезти объект и предмет исследования с той самой базы…
Вообще, если так посмотреть, все это похоже на сказку из сборника «Антисоветчина для самых маленьких». Но не будем торопиться с выводами. Сначала, скажем о том, что становится очевидно в первые же полчаса просмотра: тут очень приличная картинка, логика, ритм. Если приличную картинку у нас делают периодически, то вот логичная последовательность этих картинок – это уже подарок. Ценный и редкий.
Теперь о персонажах.
Вот хамоватая исследовательница Татьяна Климова, которую за опасные эксперименты на людях за неординарность и смелость подхода, как раз собираются выпнуть из института. К ней заявляется капитан Семипалатинск полковник Семирадов, тот самый КГБшник и говорит, что для одного этакого дельца ему нужен специалист по исследованию людей, желательно без тормозов.
Видимо, чтобы давануть слезу в течении фильма нам несколько раз показывают вставки про упрямого мальчика-инвалида. И вот уже перед титрами, мы узнаем, что это не мальчик, а девочка и более того - та самая Таня. Смысловой мусор.
А вот космонавт Константин Вишняков. Удивительно, но тоже гопник. После приземления обитает в комнате за бронестеклом на базе купца Семижопова полковника Семирадова. Глумится над местным научруком, отказывается сотрудничать и вполне так по современному залупается: "или судите или отпускайте", "объявляю голодовку". В общем, ЯМы Вишняков с монстряком в пузе, ведет себя не очень похоже на офицера.
Две центральные фигуры, вроде как положительные, представлены дерзкими, "нетакимикаквсе" и крутыми в самом наивном понимании крутизны. Это чтобы аудитории было проще ассоциировать себя с персонажами? Ну зачем же так о людях.... С другой стороны, оба героя получают развитие, и человеческое в них все же по ходу сюжета проявляется. Может быть действительно, принято считать, что на всякий случай - сначала штампы, потом остальное. Если остальное вообще предполагается.
Полковник Семирадов - это феномен. КГБшник от которого не тошнит, более того, он вызывает порой больше симпатии, чем говнистые протагонисты. Например, Татьяну он не запугивает, а старается заинтересовать. Где ж такое видано? И к тому же Бондарчук в роли смотрится неплохо. После этого мало, что может удивить. Да, он кормит монстра зеками. Зеки здесь - подсобные рабочие. Татьяне полковник объяснят, что вот только что пустил на корм убийцу и насильника (подсобный рабочий с такими статьями?). Ну да, хочет оружие из монстра сделать: "А вы знаете зачем нужно оружие? Это гарантия мира!". Ну тут рожу недобрую сделал, ну там сказал что Таню, которая пытается свалить с базы с местной достопримечательностью можно пустить в расход (хотя и так понятно, что можно и нужно). В финале доказывает делом наличие немалых яиц. Несмотря на акцентированную злобность и честолюбие, Семирадов предстает как полноценный персонаж с убеждениями и моралью, пусть неоднозначными. Что кардинально отличает его от типичного КГБшника отечественного кино, который суть функция от истерического русофобского бреда и лени сценариста.
При этом фразу, приятную уху любой "уникальной личности" произносит именно ГБшник: "Чем выше интеллектуальный уровень, тем хуже человек работает по принуждению".
Мораль
Мораль странна. Вот Татьяна возмущается гибелью зеков, а вот помогает Вишнякову выпустить монстра во время побега, чтобы покрошить немалое число солдатни? Впрочем, нужно признать - невероятно косой солдатни...
С другой стороны, Татьяна по итогу просрала все, что можно, и ее модель поведения (подростковый протест + обличительный пафос+милая непоследовательность) не кажется выигрышной. То же в принципе касается и космонавта и полковника. Можно ли это назвать неоднозначностью и глубиной? Ну, по крайней мере претензией на это - да. Можно ли считать прорывом тот факт, что герой по умолчанию не оказывается в шоколаде, каким бы он дебилом ни был? Да, определенно можно.
Вывод про ожидаемую антисоветчину
Есть примечательнейший факт: комиссия из Москвы ( ГБшная, надо полагать) предстает как инстанция, приезда которой ждут, дабы она навела порядок и приструнила расшалившегося Семицветика Семирадова. И в конце она, комиссия, появляется, и по видимому, таки наводит порядок, причем гуманно: косячная и слишком много видевшая Таня остается живой и на свободе.
Итого, мы имеем:
- Относительно вменяемого КГБшника
- Комиссию из Москвы в качестве доброй силы
- Приличного вида базу, отнюдь не похожую на постапокалиптическую пыточную, чего можно было ожидать
- Самое важное: эпоха является не более чем фоном, для развития сюжета. Она не является действующим лицом (обычно - жестоким и уродливым). Действия того же Семирадова - это его выбор, а не симптом ужасного красного безумия.
- Да и монстряк как таковой не является самодовлеющей ценностью. Мораль, выбор, социальная ответственность - это практически фантастика в советских традициях, ну по крайней мере с налетом оных.
Вывод в принципе
Картинка и атмосфера - да, хорошо. Сюжет с косяками, но сносен, не лишен оригинальности, опять же. Это не калька: "оно прилетело, оно всех пожрало, ценой неимоверных усилий оно уничтожено, но это не точно, будет продолжение". По части героев и их развития можно спорить, но "можно спорить" - это тоже хорошо. А если по-простому, то два часа можно просрать гораздо бездарнее, чем посмотрев "Спутник". Можно пересмотреть "Притяжение", например...