Миграция банту из южной части Западной Африки привела к постепенному перемещению населения через центральную, восточную и южную части континента, начиная с середины 2-го тысячелетия до н.э. и заканчивая 1500 г. н.э. Вместе с ними банту принесли новые технологии и навыки, такие как возделывание высокоурожайных культур и обработка железа, которые позволили производить более эффективные орудия труда и оружие.
В конце концов, банту доминировал, за исключением ЮАР и пустыни Намибии, на всем африканском континенте к югу от линии, пересекающей южную часть Нигерии с Кенией. В общей сложности около 500 языков, на которых сегодня говорят на этой огромной территории, являются производными от языка прото-банту.
Хотя большинство историков согласятся с общим характером миграций банту через Африку, точные временные рамки, мотивация, маршруты и последствия все еще обсуждаются.
Банту
Банту были земледельцами, которые говорили на различных диалектах языка банту. Их сердцевиной были саванны и тропические леса вокруг реки Нигер на юго-западе Африки (современная Нигерия, Камерун и Габон).
Используя как каменные, так и железные орудия труда, они успешно выращивали такие культуры, как просо, сорго, сухой рис, бобы, масличные пальмы и дыни, хотя они делали это на уровне пропитания, т.е. они выращивали только такие культуры, которых было достаточно для удовлетворения собственных потребностей.
У них была технология создания железа из железной руды, но откуда это взялось, неизвестно, за исключением трех наиболее вероятных возможностей: знания были введены финикийцами на севере, египтянами или кушитами на востоке, или же они были приобретены локально и самостоятельно.
ОРУДИЯ ТРУДА ПОВЫСИЛИ УРОЖАЙНОСТЬ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, А ЖЕЛЕЗНОЕ ОРУЖИЕ СДЕЛАЛО ИХ ГРОЗНЫМИ ВОЕННЫМИ ПРОТИВНИКАМИ.
Железные орудия банту повысили урожайность сельского хозяйства, а их железное оружие сделало их грозными военными противниками. Они также были охотниками, скотоводами (козы, овцы и крупный рогатый скот), гончарами, ткачами и торговцами, обменивая такие товары, как соль, медь и железную руду, на те вещи, которые им были нужны.
Миграция на восток и юг
Во II тысячелетии до н.э. небольшие группы населения банту начали мигрировать в Центральную Африку, а затем в район Великих озер Восточной Африки. Это движение прослеживается изучением лингвистики - методики, известной как лексикостатистика, - и наблюдением относительной близости местных языков друг к другу и языка, на котором изначально говорили народность банту в дельте реки Нигер.
В то же время следует с осторожностью относиться к таким исследованиям, поскольку прохождение языка не обязательно отражает миграцию его носителей. То же самое можно сказать и о культурной практике и технологиях.
Историки предполагают, что причиной миграции банту может быть любая из следующих причин:
- истощение местных ресурсов - сельскохозяйственных земель, пастбищных угодий и лесов
- перенаселение
- голод
- эпидемии
- усиление конкуренции за местные ресурсы
- война между соперничающими племенами или вследствие споров о правопреемстве
- изменение климата, затрагивающее сельскохозяйственные культуры
- дух приключений
Именно народ банту основал прибрежные поселения Восточной Африки, то, что станет, с добавлением мусульманских торговцев из Аравии и Персии, начиная с VII века н.э., на побережье Суахили. Из южной части Западной Африки (западный банту) и Великой рифтовой долины Восточной Африки (восточный банту) два потока народов банту затем двинулись дальше на юг во второй волне миграции, которая произошла в 1-м тысячелетии до н.э.
Третья волна миграции, в первой половине I тысячелетия до н.э., затем произошла по мере того, как народы восточного банту двинулись еще дальше на юг, в то, что сегодня является Зимбабве, Ботсваной, Мозамбиком и восточной ЮАР.
Процесс миграции банту традиционно рассматривался учеными как постепенная фильтрация из деревни в деревню (а иногда и обратно) через довольно малонаселенную Африку. Однако в "Всеобщей истории Африки", подготовленной ЮНЕСКО, этот процесс наклонен несколько иначе, по крайней мере, в отношении первой волны:
Основная волна расширения банту была обширной и быстрой, а не чередой постепенных этапов, как утверждают некоторые. Но речь не шла ни о бесцельных кочевнических походах, ни об организованном военном завоевании.
Это был замечательный процесс колонизации - в истинном смысле этого слова - открытия по сути пустых земель.
Банту поделились своими знаниями в области металлургии, гончарного дела и фермерских навыков с местными фуражными и кочевыми племенами, с которыми они познакомились и многие из которых в конце концов поселились в стабильных деревенских общинах. Были приняты диалекты банту и аспекты культуры банту, хотя мигранты, важно отметить, также учились у коренных народов, особенно в таких областях, как выращивание некоторых зерновых культур или методы рыболовства, которые совершенствовались на протяжении веков, чтобы получить лучшее от конкретных местных условий окружающей среды.
Кроме того, многие культурные обычаи - использование камня и обсидиановых орудий, если привести лишь один пример - часто продолжали использоваться параллельно с превосходными технологиями народа банту.
Основные последствия миграции банту можно резюмировать следующим образом:
- распространение языков банту и связанных с банту.
- Распространение технологий выплавки железа и кузнечного производства.
- распространение гончарных технологий.
- распространение сельскохозяйственных орудий и технологий.
- обезлесение, поскольку для плавки железа и металлических орудий труда требуется древесный уголь, что облегчает вырубку лесов.
- распространение некоторых продуктов питания в новые районы, такие как подорожники-бананы и батат.
- рост числа людей, живущих в деревнях, которые, в свою очередь, создали более своеобразные региональные общества, сформировались королевские дворы и получили дальнейшее развитие в области технологий.
- отступление некоторых коренных народов в более отдаленные районы.
Поскольку народы, с которыми сталкивались банту, все еще находились в каменном веке с точки зрения оружия и технологий, мигрантам, обладающим железным оружием и специализированной кастой воинов, было не трудно навязывать себя, куда бы они ни направлялись. Их превосходные технологии также побуждали местных жителей принять лидерство банту.
Некоторые группы действительно сопротивлялись этой волне бантуской культуры, такие как "пигмеи", отступившие в глубины тропических лесов центральной Африки, или группы охотников-собирателей саванны, сан, которые также отступили в негостеприимную и менее доступную среду пустыни Калахари.