Очень люблю эту тему, потому что часто замечаю, как владельцы, разбирая маркетинг, начинают судорожно запихивать туда и пиар. Но почему? Давайте начнем с того, что есть каждое из этих прекрасных подразделений компании.
PR - (англ. Public Relations — публичные отношения, связи с общественностью, отношения с общественностью, общественные связи, общественное взаимодействие (Википедия)
Маркетинг - (от англ. marketing «рыночная деятельность») - деятельность, направленная на удовлетворение рыночных потребностей с целью извлечения прибыли. (Википедия)
Понятия разные, от слова совсем. И тем не менее их путают. Это происходит не случайно, оба направления влияют на приток клиентов в компанию. Разница лишь в том, что у PR более долгий цикл прихода клиента, но он более прогретый, а у маркетинга быстрый вход, но продавцам требуется время на объяснение клиенту продукта.
Предлагаю пройтись по функциям маркетинга и PR.
Маркетинг
- Рекламные компании, которые дают лидов для продавцов.
Сюда будет входить рекламный контент для создания креативов, анализ, откуда приходят лиды, продающие видео - Автоворонки.
Формирование баз рассылок для разных клиентов, внедрение в CRM автоматических отправок при переходах на новые этапы воронки, контент по общим рассылкам. - Материалы, которые способствуют покупке продукта компании.
Сюда можно отнести брошюры, листовки, коммерческие предложения, которые сформируют у потенциального клиента потребность приобрести продукт.
PR
- Внутренний пиар
Дресс-код, корпоративы, поздравления с праздниками и все-все-все, что связано с позитивным настроем команды - Работа со СМИ
Статьи, новости, комментарии, которые повышают известность компании, улучшающие имидж с точки зрения профессионализма. - SMM
Тут очень важно заметить, что в данном случае мы говорим об имиджевом контенте. Новости о компании, отзывы, обовещение о новых продуктах с точки зрения просто рассказать, а не продать. - Вводные услуги
Очень важно, что PR отделение занимается только разработкой вводных услуг, посредством ресурсов компании. ПРОДАВАТЬ должны продавцы. - Работа с партнерами
Совместные конференции, направления клиентов, комиссионные за направленных - это все сюда. - Дополнительные услуги компании
Продукты, которые способны удержать клиента на линиях, тут идет просто ознакомление, реагируя на которые клиент готов приобретать их. Но продажу совершают продавцы)
На уровне стартапа очень важно много внимания уделять этим двум направлениям и их не путать. Оба отделения в Вашей компании должны работать сообща, например:
Отзыв клиента (PR) может быть упакован в продающий ролик (маркетинг), поэтому очень важно настроить правильное взаимодействие между отделениями. Согласованность действий между этими двумя подразделениями компании даст Вам не только прирост горячих клиентов, но и улучшит мнение о Вашем бизнесе, с точки зрения профессионализма.
Хочу еще расписать немного путь, как должен идти клиент, если он зашел через PR, и как через маркеттинг.
1. Маркеттинг --> PR
Клиент отреагировал на рекламу (маркетинг)-> Подогрелся рассылками и материалами (маркетинг) -> купил продукт -> получил продукт -> оставил отзыв (PR)-> получил информацию о дополнительных продуктах компании (PR) -> новый круг
2. PR--> Маркетинг
Клиент увидел вас на конференции (PR) -> подписался на Ваш канал (соцсеть) (PR) -> просмотрел несколько постов и отзывов (PR) -> попал в воронку -> ему высылаются рекламные материалы и он подогревается (маркетинг) -> купил продукт -> получил продукт -> оставил отзыв (PR) -> получил информацию о дополнительных продуктах компании (PR) -> новый круг .
По описанию выглядит не намного дольше, по факту цикл PR может занимать несколько месяцев. Именно поэтому важно обращать внимание на оба этих направления. О них можно говорить бесконечно, и каждой компании требуется своя организация работы. Именно поэтому очень важно выстраивать организационную структуру под ВАШ бизнес. Чтобы, в первую очередь Вы, видели, как будет взаимодействовать с компанией клиент долгие годы.
Подписывайтесь и следите за нашим каналом. В комментариях пишите темы, которые были бы для Вас интересны.
Навеяно Музой =)