Людей сумасшедших на Руси чаще называли юродивыми. И если буйных народ побаивался и сторонился, то безобидные вызывали в людях жалость, их старались по возможности пригреть и накормить.
Действовавший во времена Ивана Грозного стоглавый судебник содержал определенные рекомендации относительно людей, выживших из ума. Так, чтобы не быть им "пугалом для здоровых", сумасшедших подлежало определять в монастыри. Вообще в те времена душевные болезни не лечились. Всё сводилось к чтению молитв, скудному питанию дабы избежать «буйства» и физическому труду, посильному для умалишенного.
Клеймо "бесноватого" легко ставилось не только на шизофреника, но и на человека с черепно-мозговой травмой, эпилептика, женщину в состоянии глубокой депрессии. Даже нестандартное мышление человека служило поводом для признания его сумасшедшим.
Но не только ради духовного излечения использовали власти монастырское заключение.
Так Иван Грозный легко отправлял туда неугодных власти и инакомыслящих. Человек запросто объявлялся вышедшим из ума, изолировался, лишался имущества. Даже его родственники не могли претендовать на собственность. Всё объяснялось просто: человек одержим бесом раз идет наперекор царю - Божьему помазаннику. Согласно летописям, среди сумасшедших числилось много представителей знатных фамилий.
Несмотря на то, что по стоглавому судебнику юродивые должны были быть изолированы от остального общества, Церковь причисляла некоторых из них к лику святых, делая идеалом для остальных верующих людей.
Часто под маской юродивости таились люди, бросавшие вызов политическому строю, но к обличительным речам "умалишенных" в адрес царя власти старались относиться снисходительно и не рисковали расправляться с популярными у народа юродивыми.
По-настоящему лечить душевнобольных начали только при Петре III.