Сериал от создателей знаменитого «Lost»а – Адама Хоровица и Эдварда Китиса «Once upon a time» - построен на избитой схеме: герои сказочных историй попадают в наш мир. Тут сразу вспоминается и восточноевропейская «Араббела», а западноевропейское «Десятое королевство».
Однако детскость в названии обманчива: в какой-то момент легкая незатейливая история превращается в полноценную драму. И самое замечательное в ней – это незаметность перехода от «в траве сидел кузнечик» к реквиему.
В сериале две временные линии: прошлое и настоящее.
В прошлом все персонажи были героями сказок братьев Гримм, в настоящем они – жители среднестатистического американского городка Сторибрука (искаженное «Storybook» – книга сказок).
В нашем мире действие подсвечено узнаваемым антуражем, общей атмосферностью, метко схваченными бытовыми деталями. В сказочным мире зрителя ожидает не менее живая, та же самая, по сути, история, рассказанная с использованием языка символов.
В бэкграунде этой истории не только сказки братьев Гримм, но и «Властелин колец» Толкиена, и «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, и едва мерцающий, но все же узнаваемый «Звездный мальчик» Оскара Уайльда, и даже притча о блудном сыне. И конечно, ключевой метафорический образ европейской культуры: грехопадение и изгнание из рая. Рай – это Зачарованный лес, в котором было и зло, и несправедливость, но в котором герои были такими, как задумано.
Проклятие перемещает их в наш мир и лишает прошлого. Здесь они томятся, как в аду, без памяти и вне времени, в вечной разлуке с теми, кого они любят, и главное, в разлуке со своим истинным «я», без возможности не только изменить, но и осознать ужас такого положения вещей.
Граница, к которой подводят своих героев Хоровиц и Китис, – это не только потеря памяти, но и утрата лучших черт собственной личности. Всё в нашем мире, по сравнению с миром сказки, не так: и любовь не похожа на истинную любовь, и смелость не похожа на подлинную смелость, и злодей перестает быть злодеем, и геройство героя выглядит не так уж однозначно.
Как будто у этих людей сломался внутренний компас, который позволил бы им отличать правду от лжи. Как тут не узнать в Белоснежке, в Прекрасном Принце, в Золушке и Злой Королеве самих себя? Они пародия на самих себя, так же как сам человек является пародией на Божий замысел о нем.
Главный герой, который «держит на себе» все повествование – злобный карлик Румпельштильцхен, он же коварный мистер Голд, блистательно исполненный звездой британского кино Робертом Карлайлом.
В отношении этого персонажа сюжет проделывает головокружительный вираж. В первых сериях он предстает как вызывающий легкое чувство гадливости зеленый «барабашка», маячащий где-то на третьем плане.
В конце сезона он же – положительно прекрасный человек (а по-другому и не скажешь), на сияние добродетели которого просто больно смотреть, и по совместительству главный герой сериала.
Его история рассказана в необычном порядке: от середины сюжетной линии к началу и затем – к финалу. Такая форма подачи материала оказывает очень сильный эффект. Как будто герой на наших глазах воскресает из мертвых.
В истории этого героя создатели сериала выходят на проблему природы зла как такового. Они заставляют задуматься, откуда вообще оно берется, если никто не виноват, а все заведомые сказочные негодяи оказались на поверку добрыми людьми с чистым сердцем? Если мы все такие хорошие, то кто же убивает, лжет, искушает, сводит с ума и накладывает черные заклятия? Кто же, в конце концов, виноват? Кто он, самый страшный и коварный злодей этой сказки? Конечно, Румпельштильцхен/мистер Голд, палач и жертва в одном лице. А это значит, что зла не существует. Оно везде и нигде. Оно разлито в воздухе в атмосфере общей вины и общей ответственности. Зло – это добро, которое сошло с ума, любовь, которая перестала согревать и начала испепелять. Но это все равно любовь. А человек – это все равно человек. Зло бессильно изуродовать его так, чтобы в нем совсем погасла искра Божья. Этого человека нельзя оправдать. Необходимо простить. Невозможно не полюбить.