Найти тему
Карина Лисова

Как понять, что подростку нужна помощь?

Каждый человек в процессе своего индивидуального развития переживает несколько кризисных периодов. Подростковый период – один из самых сложных кризисов. Начало и окончание этого периода варьируют в соответствии с гендерной принадлежностью и индивидуальными особенностями развития ребенка. В среднем, это возраст от 12 до 18 лет. Во время переходного периода подросток начинает меняться. Если раньше это был послушный ребенок, с которым легко было договориться, то теперь это самый упрямый из всех людей, которых вы когда-либо видели. Он во всем с вами не согласен и спорит по любому поводу. Или наоборот, он соглашается на словах, но затем всячески саботирует все, с чем согласился.

Но самое интересное и то, что в период пубертатного криза дебютируют многие психические заболевания. Это излюбленный для них возраст начала. Порой отличить обычный подростковый протест от дебюта серьезного психического заболевания бывает очень не просто. Поэтому в этой статье я расскажу об основных признаках, указывающих на развитие душевного расстройства. Эти признаки я разделю на 2 группы. Первая группа будет состоять из наиболее важных, имеющих стопроцентную вероятность отклонения психики подростка от нормы. Вторая группа будет содержать второстепенные признаки, которые могут встречаться и при отсутствии болезни.

Группа признаков №1.

1) Галлюцинации.

Если ваш сын или дочь рассказывают о том, что переживают какие-либо зрительные видения, или искажение пространства и размеров окружающих их предметов, слышат звуки, мелодии или голоса, которые не слышны другим людям, то имеет место расстройство восприятия. В этом случае необходимо обязательно показать подростка врачу.

Кадр из фильма "Дивергент", 2014 г., США
Кадр из фильма "Дивергент", 2014 г., США

2) Нарушение сна.

Если ваш ребенок плохо засыпает, часто просыпается среди ночи, спит менее 5 часов в сутки или более 10 часов в сутки, «перепутал день с ночью», значит, имеет место сбой циркадианных (суточных) ритмов. Такой сбой всегда свидетельствует о физическом или психическом нездоровье. Субъективное ощущение недостаточности сна при его нормальной продолжительности также является тревожным звоночком.

3) Расстройство аппетита.

Если ваш ребенок мучает себя изощренными диетами и худеет на глазах, совсем отказывается от еды, проявляет избирательность в еде (не ест те или иные продукты) или, наоборот, переедает и набирает вес, ваша задача обратить на этот симптом внимание и выяснить, почему это происходит. Возможно, имеет место психо-эмоциональный стресс или физическое заболевание.

4) Снижение настроения, отсутствие чувства радости, высказывания о нежелании жить и/или стремление завершить жизнь самоубийством.

Это очень тревожный звонок и требует непременного внимания родителей. К сожалению, в нашей стране тема суицидального поведения среди подростков и молодежи животрепещущая. Даже, если вам кажется, что ваш юнец склонен к позерству и вызыванию жалости, лишь бы настоять на своем, не стоить игнорировать эти симптомы.

5) Появление патологических увлечений (спиртное, наркотики, курение)

Данный признак всегда, в ста процентах случаев, свидетельствует об эмоциональном неблагополучии у подростка.

Кадр из фильма "До костей", 2018 г., США
Кадр из фильма "До костей", 2018 г., США

Группа признаков №2.

1) Перестал следить за внешностью.

Этот симптом может свидетельствовать о безразличии (которой ранее не было) к своей внешности или о дефиците энергии. Часто является следствием апатичного состояния. Может быть наоборот, изменения стиля, отличительной особенностью которого является его эксцентричность и дисгармоничность. Яркая косметика, чрезмерно яркая или темная одежда, плохая сочетаемость или отсутствие важных деталей одежды, гиперчувствительность к определенным тканям. Например, ребенок перестал носить шапку или носки, или стал одеваться не по сезону (теплые ботинки летом).

2) Перестал общаться с друзьями.

Если подросток стал замкнутым, закрылся в своей комнате и перестал поддерживать контакты с прежними товарищами, то вполне вероятно, что это общение приносит ему дискомфорт, связанный с повысившейся эмоциональной чувствительностью, сниженным или злобно-гневливым настроением.

3) Снизилась школьная успеваемость или пропало желание учиться.

При любых психических нарушениях падает уровень работоспособности и внимания. Может возникать субъективное ощущение расстройства памяти, невозможность запомнить материал. То, что раньше усваивалось легко, требует больших усилий и времени.

4) Появились не свойственные ранее черты характера.

Например, раньше был застенчивым, а стал наглым и развязным; или был активным и веселым, занимал лидерские позиции в коллективе, а стал замкнутым и нелюдимым; или был аккуратным, а стал неряшливым. То есть появляются такие черты, которые не типичны для характера вашего ребенка. Как говорят «словно подменили».

5) Забросил хобби и увлечения.

То, что было интересно раньше, теперь перестало интересовать. Например, посещал художественную секцию, хорошо рисовал, стремился к поступлению в художественную академию, но вдруг все «сошло на нет». Время препровождение стало бессмысленным. Подолгу смотрит телевизор, «зависает» в компьютере или лежит на кровати.

Рисунок подростка
Рисунок подростка

6) Появились странные интересы.

Это может быть все что угодно. Но у так называемых странных интересов есть одна важная черта – они не практичны и бессмысленны. Например, рисование одних и тех же объектов, коллекция разных предметов, собранных на улице и другое.

7) Поведение подростка изменилось не характерным для него образом.

Подросток стал озлобленным, отдалился от вас, стал использовать «крепкие» выражения и/или физическую силу по отношению к вам или другим людям. Если такое поведение появляется и дома, и в социуме, стоит задуматься.

8) Появились странные высказывания нелогичные и/или нелепые.

Например, вы стали замечать, что ваш сын или дочь перескакивает с темы на тему, на поставленный вопрос отвечает не по существу вопроса, как-будто отвечая на другой вопрос (а какой неизвестно), размышления стали витиеватыми и малопонятными, в высказываниях отсутствует логика. Например, «я не поела сегодня, потому что вчера гуляла с бабушкой», «я не был в Италии, хотя люблю говорить». Здесь я привела откровенные нелепицы, не заметить которые невозможно. Чаще нелогичность суждений заметить сложно. Важно, внимательнее слушать, что и как говорит ребенок.

9) Появились страхи, тревога.

Эти симптомы могут быть субъективными, когда подросток высказывает жалобы, а могут быть и легко заметны со стороны. Тревога и страхи могут проявляться двигательным беспокойством и неусидчивостью, дрожанием и потливостью кистей рук, откусыванием ногтей и выдергиванием волос, дрожанием голоса и другими признаками.

-5

Если у подростка есть хотя бы один из симптомов, относящихся к первой группе, и более одного симптома, относящихся ко второй группе, - это верный признак эмоционального неблагополучия. Чем большее количество вышеописанных признаков вы заметили у своего подростка, тем больше вероятность, что переходный период протекает с отклонением от нормы и необходима медицинская помощь.

Спасибо за внимание!