Найти в Дзене
Киноа: кино + архитектура

Бразилиа, или Как построить город за 1000 дней

Космизм по-бразильски в новом фильме чикагских документалистов

Кадр из фильма «Машина для жилья»
Кадр из фильма «Машина для жилья»
Кадр из фильма «Машина для жилья»
Кадр из фильма «Машина для жилья»
Бразилиа – абстрактный город. И нет ни единого способа его конкретизировать. Это округленный город без углов. При этом в нем нет ни одного бара, где можно выпить чашку кофе. Это правда, клянусь, я не видела ни одного угла! В Бразилиа повседневности не существует.


Так писала писательница
Клариси Лиспектор в своем эссе о новой столице Бразилии.

Кадр из фильма «Машина для жилья»
Кадр из фильма «Машина для жилья»

В этом году необыкновенному городу Бразилиа исполняется 60 лет: торжественная церемония открытия состоялась 21 апреля 1960 года, и с тех пор не умолкает полемика о целесообразности такого амбициозного проекта.

Абстрактный город без углов, здания без теней и настолько яркое солнце, что вызывает катаракту (по статистике, в день здесь делают по 6 хирургических операций на роговице глаза), – это сон или реальность? Документалисты Мередит Цильке и Йони Голдшейн выяснили: и то, и другое!

Кадр из фильма «Машина для жилья»
Кадр из фильма «Машина для жилья»
Кадр из фильма «Машина для жилья»
Кадр из фильма «Машина для жилья»
Кадр из фильма «Машина для жилья»
Кадр из фильма «Машина для жилья»

Их эстетский фильм «Машина для жилья» – знаменитый тезис функционализма дополняет мечту о городе, подчиненном диктату рацио и спроектированном с нуля (новую столицу Бразилии называют в фильме «интерьером внутри интерьера» по аналогии с домом как «машины для жилья») – вошел в основной конкурс полнометражных фильмов Международного фестиваля документального кино Visions du Réel.

Кадр из фильма «Машина для жилья»
Кадр из фильма «Машина для жилья»

Снова цитируя Лиспектор (писательница родилась в районе Винницы, но ее еврейская семья вовремя сбежала в Бразилию от украинских националистов), новую столицу построили «двое одиноких мужчин» – архитекторы Оскар Нимейер и Лусио Коста.

И правда: архитектура Бразилиа воплощает безмолвие, отрешенность и какую-то вселенскую тоску по неведомым планетам.

Кадр из фильма «Машина для жилья»
Кадр из фильма «Машина для жилья»
Кадр из фильма «Машина для жилья»
Кадр из фильма «Машина для жилья»
Постер к фильму «Машина для жилья»
Постер к фильму «Машина для жилья»

Пока солнце выжигает землю, придавая ей исключительный красноватый оттенок (почвы здесь называются латеритными (или ферралитными) из-за переизбытка в них оксида железа), здесь собираются масоны, здесь изучают эсперанто, здесь влюбляются в тишину, молятся, познают геометрию и проникаются магическим реализмом.


Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨‍👩‍ Подписывайтесь на канал 💡