Космизм по-бразильски в новом фильме чикагских документалистов
Бразилиа – абстрактный город. И нет ни единого способа его конкретизировать. Это округленный город без углов. При этом в нем нет ни одного бара, где можно выпить чашку кофе. Это правда, клянусь, я не видела ни одного угла! В Бразилиа повседневности не существует.
Так писала писательница Клариси Лиспектор в своем эссе о новой столице Бразилии.
В этом году необыкновенному городу Бразилиа исполняется 60 лет: торжественная церемония открытия состоялась 21 апреля 1960 года, и с тех пор не умолкает полемика о целесообразности такого амбициозного проекта.
Абстрактный город без углов, здания без теней и настолько яркое солнце, что вызывает катаракту (по статистике, в день здесь делают по 6 хирургических операций на роговице глаза), – это сон или реальность? Документалисты Мередит Цильке и Йони Голдшейн выяснили: и то, и другое!
Их эстетский фильм «Машина для жилья» – знаменитый тезис функционализма дополняет мечту о городе, подчиненном диктату рацио и спроектированном с нуля (новую столицу Бразилии называют в фильме «интерьером внутри интерьера» по аналогии с домом как «машины для жилья») – вошел в основной конкурс полнометражных фильмов Международного фестиваля документального кино Visions du Réel.
Снова цитируя Лиспектор (писательница родилась в районе Винницы, но ее еврейская семья вовремя сбежала в Бразилию от украинских националистов), новую столицу построили «двое одиноких мужчин» – архитекторы Оскар Нимейер и Лусио Коста.
И правда: архитектура Бразилиа воплощает безмолвие, отрешенность и какую-то вселенскую тоску по неведомым планетам.
Пока солнце выжигает землю, придавая ей исключительный красноватый оттенок (почвы здесь называются латеритными (или ферралитными) из-за переизбытка в них оксида железа), здесь собираются масоны, здесь изучают эсперанто, здесь влюбляются в тишину, молятся, познают геометрию и проникаются магическим реализмом.
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨👩 Подписывайтесь на канал 💡