Найти в Дзене
Евгения Долгая

Женщины и пандемия. Почему медработницы снова оказались в уязвимом положении.

Недавно в интернете ходил мем, как женщины-врачи стоят над хирургическим столом и подпись : «Мужчина, вас спасать или мне пойти у плиты постоять». Вроде бы смешно, но и грустно. Так и не поднимается вопрос того, насколько женщины сейчас находятся в уязвимом положении. А тем временем, медсестры умирают, перерабатывают, социальные работницы напрямую работают с пожилыми людьми. Гендерная исследовательница Ирина Соломатина рассказывает, что показала пандемия с рынком труда женщин. Сейчас во время пандемии никто не упоминает, что в социальной и медицинской сфере заняты в большей части женщины. Как думаете, почему так происходит? Да, в здравоохранении и соцуслугах в Беларуси занято 85,6%. Что касается «никто не упоминает», мне вспомнился недавний текст «Что думают белорусы? По вопросу гендерного неравенства – ничего». Было уже несколько замеров/опросов, выводы которых сводились к тому, что большинство из опрошенных не считают, что сталкивались с гендерным неравенством. Опрошенные не видят

Недавно в интернете ходил мем, как женщины-врачи стоят над хирургическим столом и подпись : «Мужчина, вас спасать или мне пойти у плиты постоять». Вроде бы смешно, но и грустно. Так и не поднимается вопрос того, насколько женщины сейчас находятся в уязвимом положении. А тем временем, медсестры умирают, перерабатывают, социальные работницы напрямую работают с пожилыми людьми. Гендерная исследовательница Ирина Соломатина рассказывает, что показала пандемия с рынком труда женщин.

Сейчас во время пандемии никто не упоминает, что в социальной и медицинской сфере заняты в большей части женщины. Как думаете, почему так происходит?

Да, в здравоохранении и соцуслугах в Беларуси занято 85,6%. Что касается «никто не упоминает», мне вспомнился недавний текст «Что думают белорусы? По вопросу гендерного неравенства – ничего».

Было уже несколько замеров/опросов, выводы которых сводились к тому, что большинство из опрошенных не считают, что сталкивались с гендерным неравенством. Опрошенные не видят такую проблему, в целом. То есть, получается что государственная гендерная политика существует в стране с середины 90-х, но люди до сих пор не понимают какое отношение эта политика имеет к ним самим (людям). Есть еще один момент, читая интервью о работницах медсферы видно, что там много говорится о переработках как нормальной практике. То есть, существует такая социально одобряемая практика (которая выдается за норму), над которой особо не рефлексируют, ведь так завелось. И тут не могу не вспомнить о стереотипном представлении о том, что женщины заботливы, которое ведёт к тому, что обязанности по воспитанию детей или уходу за пожилыми зачастую ложатся исключительно на женские плечи. Так и с медицинской сферой, раз там много женщин и они «заботливее», то можно и практиковать запросы на переработку и выдавать все это за то, что это женская роль и они сами хотят ей соответствовать и это «нормально» и в этом нет ничего особенного. Так и происходит обесценивание и невидимость вклада женщин и не только в период пандемии.

-2

Как считаете, медсестры сейчас должны получать больше доплат?

В ситуации пандемии государство должно брать на себя ответственности за людей. В том числе и тех, кто работает в системе здравоохранения, которая сейчас испытывается на прочность. И оно (государство) вроде как пытается, но мне странно читать о том, что издан указ о работниках учреждений здравоохранения, которые оказывают медицинскую помощь пациентам с инфекциями, которые получат надбавки. Но при этом сумма надбавок не называется. Возникает масса вопросов, почему ее не называют, каковы критерии ее начисления, и кому выгодно такое «не называние», которое никто не разъясняет. То есть такие странные меры показывают не состоятельность существующих гос мер по защите населения от ситуации связанной с пандемией.

Защищены ли в Беларуси женщины, которые считаются младшим медперсоналом, социальными работницами, с точки зрения социального страхования?

Все что сейчас происходит, показывает что женщины в этой сфере весьма уязвимы. Как я уже упоминала, тут не только переработки, но и огромная проблема со средствами защиты. И да, никто не пишет и публично не говорит о том, что именно женщины подвергаются более высокому риску заражения, так как ухаживают за больными и дома, и на работе. И я нигде не читала и не слышала как именно женщин (медперсонал) обучают и обеспечивают ресурсами, защитным снаряжением и достойными условиями труда. А то что я читаю, звучит тревожно. По словам дочери медсестры: «Маме не выдали ни масок, ни очков, только 15 граммов спирта для дезинфекции». Речь о Светлане Киселёвой, 47-летней медсестре одного из отделений Витебской городской клинической больницы № 1.

-3

Какие проблемы в сфере рынка женского труда показал коронавирус?

Пандемия не только бросает вызов системам здравоохранения, но и делает женщин уязвимыми на рынке труда. Глобальная статистика показывает, что почти 60 процентов женщин во всем мире работают в неформальном секторе экономики, зарабатывая меньше, сберегая меньше и подвергаясь большему риску оказаться в нищете. Сейчас закрываются бизнесы и производство приостанавливается, что приводит к тому что женщины массово теряют оплачиваемую работу. При этом, доля выполняемого женщинами неоплачиваемого труда по уходу увеличивается в результате закрытия школ и возросших потребностей пожилых людей.

Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш призывает государства закрепить за женщинам роль лидеров, имеющих равную представленность и равные полномочия на принятие решений. Призывает принимать меры по защите и стимулированию экономики, начиная с денежных переводов и кончая кредитами и займами, должны быть ориентированы на женщин. Насколько все это релевантно для Беларуси —большой вопрос.

Как считаете, репродуктивный труд должен оплачиваться?

Неоплачиваемый труд по уходу должен признаваться и цениться как жизненно важный вклад в экономику. Более того он должен распределяться между людьми живущими вместе, а не ложиться на плечи женщин, только потому что они якобы «заботливее».

-4

Какие, на ваш взгляд проблемы, касаемые женщин, показал коронавирус?

Женщины с низким доходом, низкой заработной платой и нестандартной занятостью особенно сильно страдают от пандемии. В целом данная ситуация создает финансовые и экономические риски / последствия для всех, но для женщин ситуация усугубляется тем, что они массово сконцентрированы в низкооплачиваемой и неустойчивой сфере занятость. И бремя их домашних обязанностей и обязанностей по уходу за пожилыми больше ложится именно на них в результате социального дистанцирования. И тут следует отдельно исследовать влияние гендерных стереотипов / ролей на то, как люди по разному переживают COVID-19.

Именно женщины являющихся владельцами малого бизнеса который сейчас самый уязвимый.

Пожилые женщины являются одной из групп, наиболее подверженных риску заражения COVID-19. И они могут находится в социальной изоляции и нуждаться в доставке еды и лекарств. Собственно, им и помогает сейчас Светлана Алексиевич, через Красный Крест.

Во многих странах одним из последствий этой пандемии стал впечатляющий рост домашнего насилия в отношении женщин. 

И тут нельзя не согласиться с Ген секретарем ООН который заявляет о том, что COVID-19 может обратить вспять ограниченный прогресс, достигнутый в области равенства и защиты прав женщин. Поэтому  жизненно важно не только отслеживать что происходит с женщинами в период пандемии, но и помогать им защитить их права.

Подписывайся на тг-канал НАЛИЦО и не пропускай интересные статьи и новости. Мы публикуем материалы которые касаются нашей и вашей жизни.