Кто-нибудь помнит Грюйерский сыр? Вот и я забыл. Помню только, что вкусовые ощущения были фантастическими. То есть – сам факт гастрономического удовольствия в памяти остался, вот бы сам вкус снова почувствовать…
Взять драгоценнейшую головку грамм на семьсот, привезенную прямо с родины этого сыра – небольшого средневекового городка Gruyeres, вдохнуть этот аромат, медленно отрезать ровный тонкий кусочек и откусывать от него, смакуя. Да-а-а... Однако сейчас остается лишь вспоминать сам Грюйер и ту роскошную ночь, что я провел в одной из старейших гостиниц - La Fleur de Lys. А что еще делать, находясь целый месяц дома, не мрачной же меланхолии предаваться?
Картинки возникают как живые. Вообще, на этой, как ее, на самоизоляции, память работает как-то особенно красочно. Интересно… Вот, еду на взятом напрокат Opel Corsa – из Лозанны через Веве и Булль. Погода роскошная, настроение – соответствующее. Если нет авто, то лучше всего добираться на «Шоколадном поезде», отправляющемся из Монтре. Либо – с пересадками во Фрибуре и Булле. Надо же, по пути встречаю автосервис, обслуживающий наши «Нивы»: у фермеров, живущих в горах, внедорожники из России довольно популярны.
Перед въездом в Грюйер – бесплатная парковка. Опасаюсь, что мест не будет. Но оказалась она полупустой – середина марта, горнолыжный сезон в Швейцарии, как мне объяснили, практически закончился. Оставляю машину, поднимаюсь выше и выхожу на единственную улицу, которая ведет к замку Грюейра, построенному в 1282 году. Рассказывать о нем подробно не буду, иначе придется с головой погрузиться в исторические перипетии, которые хорошо описаны в Интернете.
Быть в Грюйере и не испробовать местный, всемирно известный сыр совершенно невозможно. И домой надо привезти обязательно. И хорошо бы побывать на сыроварне, где все покажут и расскажут, и сыр попробуете и насладитесь.
И узнаете, что сыр Грюйер известен с 1115 года, что он - один из самых популярных сыров для приготовления традиционного швейцарского фондю, и уже не удивитесь, что вся улица наполнена характерным запахом, доносящимся из кафе, ресторанов и сырных лавок, занимающих первые этажи по обеим ее сторонам.
Совершенно обалдевший, вдыхаю аромат сыра, альпийских лугов и эпохи. Мысли бегут как вагоны в метро. Хотите практически мгновенно совершить путешествие во времени? Тогда вам сюда, на высоту 830 метров над каким-то там уровнем. В предгорья Альп, в крохотный городок, вступив на единственную улицу которого вы перенесетесь лет на 700 назад. Если повезет с погодой, как мне (+10 – 13 по Цельсию, солнечное небо и ясная ночь), то будет вам полное счастье.
Да, величественный замок – это здорово. А есть еще музей швейцарского художника Ганса Рудольфа Гигера, того самого, который работал над культовыми фильмами "Чужой", "Полтергейст-2". Гигер выкупил старый дом рядом с замком Грюйера, выставив там свои работы. А прямо напротив он открыл кафе, интерьер которого выполнен в духе «Чужого» - та еще картина…
Зайдите и сами все увидите. Я же, после замка и музея, пропадаю на смотровых площадках, откуда видна красивейшая гора Молесон, высотой 2002 метра. И как завороженный впитываю это смешение красок: ярко-голубой (небо), сочно-зеленой (альпийские луга) и ослепительно белой (снежные вершины).
Нет, здесь надо пожить, хотя вещи мои остались в номере одной гостинички в Лозанне. И я принимаю решение остановиться на ночь в гостинице La Fleur de Lys, занимающей здание, которому 350 лет. Чувствую, что иного решения не прощу себе никогда. Свободных комнат полно (горнолыжный сезон, как уже сказано, завершен, людей немного), и я выбираю ту, окна которой с одной стороны выходят на Альпы, с другой - на ту средневековую улицу, что внизу.
И уже сверху обозреваю сувенирные лавки, кофейни, магазинчики, где продается Грюйерский, конечно же, сыр. Рано утром я куплю несколько его разновидностей. А пока иду на ночную прогулку вокруг замка. Окна во многих домах еще горят, из еще не закрытых нескольких ресторанов вываливаются шумные компании, но быстро исчезают и снова становится тихо.
И я один под звездным небом. Один перед далекими огнями. Они как светлячки в темноте, сверкают, переливаются. Отлетаю куда-то. Отлетаю… И тут открывается дверь ресторана, работающего, видимо, до последнего клиента, и какая-то женщина на чистом русском кричит в темноту: «Оля, ну, возвращайся же, сыром уже не воняет!»…
Фото автора и из открытых источников