Найти тему
Юлия Копыльцова

COVID-19: три эскиза настоящего

Уже больше месяца человечество ведет игру на выживание, и в ней я мало чем отличаюсь от других: из не съеденных запасов у меня несколько пачек гречи, я продолжаю опасливо смотреть на кашляющих людей в магазинах и слежу за тем, как стремительно трансформируется наш мир. Изменений действительно предостаточно, ниже – три наиболее заметных.

Новое мироощущение

Одно название вируса – спусковой крючок для возникновения негативных эмоций. Страх заразиться и умереть иногда перемежается проблесками надежды на лучшее, но стремительно меняется на грусть и тревогу.

Пандемия – наглый вор, который забирает все самое ценное, не гнушаясь последними ста рублями в вашем потрепанном кошельке. Недавние дни показали беспрецедентный в современной истории рост безработицы. С уверенностью можно говорить, что эффект от пандемии, усугубленный финансовым кризисом, существенно отразится на психическом здоровье людей. Во время финансового кризиса 2007-2008 годов, например, количество самоубийств в мире возросло на 13 процентов. Во многих странах было отмечено больше людей с депрессивным расстройством, тревожностью, увеличилось также число людей, употребляющих алкоголь и наркотики.

В числе дополнительных испытаний – продолжительное физическое дистанцирование и социальная изоляция, которые помогают предотвратить коллапс системы здравоохранения, но вредят нам как существам, страдающим от одиночества. На смену спокойствию и радости пришли неуверенность в будущем и грусть от постоянных сообщений о чужих смертях. Утешением может и должна быть мысль о том, что все заканчивается, даже эпидемии.

Учеба в новом формате

COVID-19 застал очное образование врасплох: школы, колледжи, университеты были вынуждены в скоростном режиме менять учебные планы и формат общения с учениками. Увидеть голого мужа чопорной преподавательницы или обнаружить благообразного пожилого профессора в домашней майке-алкоголичке? Во время видеозвонка возможно все.

Быть честной, мне это даже по нутру. Серьезность меня душит. Если жизнь пойдет по пессимистичному сценарию, в котором мы продолжаем находиться на карантине и мыть руки хлоргексидином, я смогу и впредь до его окончания наслаждаться отсутствием ненавидимых мною правил.

Возможно, в недалеком будущем учеба будет совсем лишена церемониальных обрядов: никаких торжественных линеек и выпускных, никаких вечеринок (социальная дистанция). Программы учебы за границей, кстати, при таком раскладе, будут отменены в ближайшие годы.

Но вероятны и позитивные метаморфозы. Присутствовать на лекциях любого университета буде возможно, имея минимум: ноутбук и Интернет. Это повлечет за собой рост количества образованных людей. Такому развитию событий поспособствует сама история: так, во время кризиса 2008-2009-х гг. количество абитуриентов увеличилось от 5-10% в год.

Выжить, конечно, смогут только те учебные заведения, которые имеют наиболее приспособленную инфраструктуру для онлайн-обучения. Уже вижу, как защищаю диплом по Zoom…

Эко-сознательность

Отбросим шутки про динозавров и дельфинов в Венеции – поговорим серьезно. По всему миру ограничено воздушное, железнодорожное и автомобильное движение, приостановлены производства, а многие работники перешли на удаленку. Это не только сократило выбросы парниковых газов, форсирующих изменения климата, но и дало людям опыт новой жизни. Происходящее сейчас – иллюстрация того, что мы могли бы увидеть в будущем при переходе к экономике с низким уровнем выброса углерода. Оказалось, не так уж сложно целый месяц не покупать новую одежду: в пижаме можно быть не только во время сна, но и во время рабочего дня, и необязательно, как выяснилось, ездить в магазин на машине: нужное можно купить и в продуктовом за углом. Оседлый стиль жизни, кстати, может со временем начать восприниматься как более комфортный и экономичный, что снизит энергопотребление на передвижение.

Мы живем в удивительное время. Возможно, оно является прологом к значимым изменениям нашего привычного существования и мы с вами имеем возможность видеть, как на глазах формируется совершенно новый мир.