Найти в Дзене
MARIA FRID

Восхитительное неСЧАСТЬЕ: как трудное детство превратить в источник силы

Многие взрослые страдают из–за того, что в детстве родители не любили их так, как бы они хотели. Драму обделенного любовью ребенка можно переживать в любом возрасте. Но в несчастливом детстве есть и плюсы Никуда не деться от воспоминаний первых лет жизни. То, как нас тогда любили, влияет на наше мнение о себе и наше самоощущение во взрослой жизни. Но это далеко не простая зависимость. Идиллическое детство не гарантирует лучшей жизни, а болезненное — не обрекает на поражения. Совсем наоборот: оно может стать источником психической устойчивости, творческих сил и способности к бескорыстной любви. Бег с препятствиями Мы воспитаны с сознанием того, что страдания и травмы первых лет жизни негативно влияют на наше будущее. Человек с тяжелым опытом в семье взрослеет с ощущением, что он жертва. Он знает, что будет нелегко. Это лежит в основе некоторых психологических теорий, по которым несчастливое детство представляется как эмоциональное увечье, с которым тяжело идти по жизни. Если с ребенко
Оглавление
Детские комплексы и переживания могут стать лишним багажом, а могут, наоборот, оказаться трамплином для счастливого будущего
Детские комплексы и переживания могут стать лишним багажом, а могут, наоборот, оказаться трамплином для счастливого будущего

Многие взрослые страдают из–за того, что в детстве родители не любили их так, как бы они хотели. Драму обделенного любовью ребенка можно переживать в любом возрасте. Но в несчастливом детстве есть и плюсы

Никуда не деться от воспоминаний первых лет жизни. То, как нас тогда любили, влияет на наше мнение о себе и наше самоощущение во взрослой жизни. Но это далеко не простая зависимость. Идиллическое детство не гарантирует лучшей жизни, а болезненное — не обрекает на поражения. Совсем наоборот: оно может стать источником психической устойчивости, творческих сил и способности к бескорыстной любви.

Бег с препятствиями

-2

Мы воспитаны с сознанием того, что страдания и травмы первых лет жизни негативно влияют на наше будущее. Человек с тяжелым опытом в семье взрослеет с ощущением, что он жертва. Он знает, что будет нелегко. Это лежит в основе некоторых психологических теорий, по которым несчастливое детство представляется как эмоциональное увечье, с которым тяжело идти по жизни. Если с ребенком плохо обращались, он вырастет или агрессивным, или излишне уступчивым. Если его не любили, он не научится показывать свои чувства.

Однако не все психологи разделяют эту точку зрения. Обделенный лаской ребенок не обязательно вырастает человеком с проблемами, считали выдающиеся детские психологи Анна Фрейд (дочь Зигмунда Фрейда) и Франсуаза Долто.

Негативные эмоциональные пе­регрузки в детском возрасте не обязательно раздавливают человека. Даже наоборот — многих это позитивно стимулирует и развивает. Ведь ребенок, находящийся в обществе счастливых людей, сам по себе не становится счастливым. Обретение психического комфорта требует немалого труда.

Гонку за счастьем можно сравнить с нескончаемым бегом с препятствиями. С точки зрения психологии эмоциональная устойчивость — это способность противостоять влиянию трагедий так, чтобы они не отразились на дальнейшей жизни, умение преодолевать превратности судьбы.

Французский психиатр Фредерик Дрогуль изучал особенности людей, которые в своем окружении были известны как эмоционально устойчивые и уравновешенные. Оказалось, что у подавляющего большинства таких людей за спиной было драматическое прошлое. Трудное детство стало для них источником силы в дальнейшей жизни.

Дело в том, что тяжелые жизненные обстоятельства активизируют инстинкт самосохранения. Это мощная витальная сила, которая, как падающие домино, дает начало сложному процессу возмужаниия, возрождения и приобретения новых навыков борьбы с судьбой.

Боксерский тренинг

-3

Счастливы бывают те, кто был несчастлив в детстве, — утверждает Борис Цирюльник, известный французский нейропсихиатр.

Он использует понятие «восхитительное несчастье». По его мнению, детская психическая травма (конечно, лучше, чтобы ее не было) — это как раз «восхитительное несчастье». Такие дети в дальнейшем ощущают потребность созидания, находят в себе силы для борьбы с тем, что другим кажется недостижимым.

Трудное детство можно охарактеризовать как отсутствие чего–либо: матери, отцовской любви, чувства безопасности. Эта нереализованность и является стимулом к действию, дает желание жить, усиливает способность противостоять эмоциональным последствиям потерь, учит смиряться с недостатком чего–либо. Эти навыки пригодятся, когда ребенок повзрослеет, особенно в те моменты, когда из–за неудач приходится начинать все сначала.

Несчастливое детство позволяет без стресса войти во взрослую жизнь. Как боксерский тренинг перед борьбой. Идиллическое же может привести к тому, что мы не сможем найти своего места в мире, полном трудностей.

Борис Цирюльник утверждает, что счастливый человек — это тот, кто не боится встретиться с испытаниями судьбы. Не случайно в племенных общинах существовали ритуалы инициации, когда молодые люди подвергались смертельной опасности. Успешное завершение ритуала дает чувство внутренней силы. В наше время роль такого ритуала играет несчастливое детство. Оно делает человека более сильным и более открытым.

Именно отсутствие чувства безопасности в первые годы жизни приводит к тому, что мы строим отношения, основанные на любви. «Мы любим от страха», — считает французский психиатр. Любовь позволяет освободиться от страданий, страхов, возвращает чувство безопасности. Люди с несчастливым детством в отношениях гораздо менее эгоистичны, более решительны и готовы бороться за свои чувства. Это идеальные партнеры.

Партия в шахматы

-4

Почему так трудно справиться с эмоциональными потрясениями ранних лет? Потому что им сопутствовало чувство бессилия. На то, что случилось, мы уже не имеем влияния. Но на наши чувства имеем. Мы можем встретить страхи, злость и печаль лицом к лицу.

Этот процесс часто требует психологической помощи. Но можно и самому постараться взглянуть на свое детство глазами взрослого человека, а не обиженного ребенка.

Люди с несчастливым детством имеют склонность требовать от окружающих каких–то привилегий. Но взрослый человек способен взять на себя ответственность за собственную жизнь, отделить прошлое от настоящего. И тогда становится понятно, что несчастное детство — не алиби, а прикрытие лени, безответственности и трусости.

Часто люди смотрят на себя исключительно через призму болезненных воспоминаний. Пора взглянуть на свою жизнь объективно, ведь несчастливое детство — понятие субъективное. Почему? Потому что имеют значение не только факты, но и чувства, которые им сопутствовали. Часто люди, встретившись в детстве с несправедливостью по отношению к себе, тем не менее идут по жизни без груза этой травмы, а обладатели гораздо менее болезненного опыта выносят из детства чувство тяжелой обиды.

Трудная ситуация у разных людей «записывается» по–разному. Один человек сохранит ее в памяти как душераздирающее страдание, для другого это ничего особенного и со временем забывается.

Интенсивность ощущения травмы не зависит напрямую от самой ситуации. Поэтому и нужно проследить историю своей жизни с перспективы взрослого человека. Отделить факты от ощущений, попытаться понять мать или отца, которые нас ранили. Тогда простить будет проще. А то, что прощено, перестает давить и ранить. Упорядочивание прошлого позволяет почувствовать себя лучше.

Мишлин Рампе, популярный немецкий психолог, автор книги «Психическая устойчивость», выделила семь установок, помогающих преодолеть последствия детских стрессов. Это оптимизм, принятие себя, установка на поиск решений, отказ от роли жертвы, готовность к ответственности, постоянное построение контактов с другими людьми и планирование будущего. Культивирование в себе этих умений позволяет окончательно распрощаться со злыми духами детства.

Анна Фрейд сравнивала жизнь с партией в шахматы. Первые ходы важны, но, пока игра продолжается, шанс на победу есть у каждого!