Найти тему
ABA-ma-ma

Аутизм... Используем горшок по назначению. Наш опыт.

Изображение взято из интернета
Изображение взято из интернета

Добрый день, уважаемые читатели!!!
Сегодня я хотела бы поговорить об одной из самых животрепещущих тем любого родителя ребенка с аутизмом. Мы поговорим с вами о навыке туалета.  Сегодня я хочу рассказать вам о том, как проходил данный процесс у нас.
С рождения подгузники мы одевали только на момент походов куда-либо, всё остальное время мой ребёнок находился без подгузника. Да, конечно ковры и диван иногда страдали, но дискомфорт после мочеиспускания в штаны способствовал её обучению к горшку. Учитывая особенности развития, моя дочь долго не могла посещать туалет самостоятельно. То есть я улавливала тот момент, в который она хотела писать, и сажала её на горшок, да не всегда получалось, но за день несколько раз это проделать удавалось. Полностью самостоятельно она научилась посещать туалет в возрасте 2 лет и 9 месяцев.  При этом она не мочилась в штаны на тот момент уже достаточно давно.  Когда ей нужно было сходить в туалет, она просто спускала штаны и трусы до колен, и если в этот момент я, папа или бабушка не успевали заметить этого, то происходила авария, после которой она полностью снимала штаны и бегала голышом. Тогда она ещё не умела говорить, и поэтому это было её просьбой туалета. После того как она научилась самостоятельно сидеть на горшке и вставать после того как закончила свои дела, я начала обучать ее посещать туалет самостоятельно. На улице было лето. Живем мы в частном доме, и поэтому процесс обучения проходил легко и без ущерба мебели и коврам. Всё лето с утра и до позднего вечера мы гуляли на улице, я давала ей много жидкости, очень много. Горшок в это время постоянно находился в поле зрения моего ребёнка, а спускание штанов постоянно отслеживалось. После того как в очередной раз она начинала спускать штаны, я одевала их обратно, подводила её горшку, брала её ручки в свои и мы вместе с ней снимали штанишки, и я помогала её садиться на горшок. Все это мы проделывали до тех пор пока она не начала это делать самостоятельно. На это ушло примерно 4 дня. При этом после каждого самостоятельного похода на горшок была буря эмоций с моей стороны, аплодисменты и похвала. Таким образом, она научилась посещать туалет самостоятельно, но только дома, либо в тех помещениях, где в постоянном доступе находится горшок. Приходя в гости впервые, я всегда проводила экскурсию (благо, что на тот момент все дети моих знакомых были примерно её возраста и у каждого в доме был горшок или унитаз с детским сидением и ступеньками), я брала её за руку, и показывала, где находится туалет. После этого зная его место нахождения, она самостоятельно туда ходила. Но осталась проблема посещения туалета в общественных местах и на улице, а так же унитаза когда рядом нет ступеньки. Она продолжала спускать штаны, когда хотела в туалет и не могла сходить туда самостоятельно. Выход из этого положения был только один. Научить её проситься в туалет. На тот момент мы уже начали посещать АВА-центр и куратор предложил нам стратегию обучения. В тот момент, когда мой ребёнок садился на горшок дома или начинал спускать штаны, я показывала жест "писать" и сопровождала его словом "писать", она повторяла жест за мной. Жест стал альтернативным способом просьбы, так как говорить и повторять звуки она ещё не умела. При помощи этого жеста она и научилась проситься в туалет в тех случаях, когда не могла сходить туда самостоятельно. Теперь, когда она хотела в туалет, она не спускала штаны, а показывала это жестом. Обучение не заняло много времени, буквально 1-2 недели, и она научилась проситься в туалет самостоятельно. Каждый раз её жест я озвучивала словом "писать". После того как она уже научилась повторять слова она повторяла за мной каждый раз когда я озвучивала её жест. По мере того как речь улучшалась, постепенно начал пропадать жест, и в конечном итоге осталась только речевая просьба "пипи". А "пипи" постоянно трансформировалось, и сейчас это звучит как "я хочу в туалет".
Сегодня я рассказала Вам о нашем опыте приучения к туалету. Но работая с другими детьми с аутизмом, я знаю, что проблем с посещением туалета может возникать множество. О многих проблемах и некоторых способах их решения я расскажу в одной из следующих статей.
Благодарю за то, что дочитали до конца! Надеюсь, эта статья была для Вас полезной!