Из досье:
Святополк (в крещении Пётр) Владимирович, князь туровский (с 988 г.), великий князь киевский (1015-1016, 1018-1019 гг).
Кличка – Окаянный. Получена за убийство трёх его братьев.
Как всё начиналось
Владимир Красное Солнышко поступил так же неосторожно, как его отец Святослав: поставил своих сыновей (а их была ровным счётом дюжина) управлять разными частями Руси. Конечно, кто-то считал себя обиженным и завидовал братьям, получившим более крупные уделы. Понятно, что многие именно себя видели на великом столе после кончины батюшки. А Святополк, похоже, и ждать не хотел.
Сразу за околицей Туровского княжества начиналась Польша. Немудрено, что женой Святополка стала польская принцесса, а с тестем, князем (и будущим королём) Болеславом Храбрым, у него завязались тёплые отношения. И какие-то совместные планы. Как результат – в один далеко не прекрасный день туровский князь, его супруга и её духовник, католический епископ Рейберн, оказались в киевской кутузке. Епископ, к слову, там и «помре».
В чём была их вина, точно не известно. Вроде бы заговорщики собирались повернуть страну к римской вере, но их планы раскрыл Анастас Корсунский. Лукавый грек, сдавший Владимиру схему херсонесского водопровода (смотрите статью «Красное солнышко-4»), сделал неплохую карьеру при киевском дворе.
По другой версии, Святополк строил козни против отца, который решил завещать великий стол своему любимому сыну Борису.
Как ни странно, тюремное заточение оказалось выгодным для Святополка. Когда в 1015 году князь Владимир умер, все братья были далеко от Киева, а арестант Святополк – тут как тут!
Не суть важно, кто выпустил его из-за решётки – туровские бояре, коротавшие время поблизости, в Вышгороде, или сами тюремщики, почуявшие, куда ветер дует. Под приветственные клики народа Святополк уселся на трон, ещё не остывший после Владимира, и объявил себя великим князем.
Произошло это в середине лета. И не успел завершиться 1015 год, как по приказу Святополка были злодейски убиты его братья Борис, князь ростовский, и Глеб, князь муромский. Ещё один брат, древлянский князь Святослав, пытался скрыться в Венгрии, но убийцы перехватили его в пути.
Таким образом, Святополк трижды повторил грех Каина, за что и был прозван Окаянным.
Кстати, летописец Нестор не сомневался, что братоубийственные замыслы нового великого князя шли ещё дальше: «Перебью всех своих братьев и стану один владеть Русскою землёю».
Однако ничего путного из этих планов не вышло. В дальнейшем судьба его не сильно баловала и больно била.
Ярослав, мститель за всех
За убитых братьев и прочие злодейства узурпатору взялся мстить новгородский князь Ярослав. В сражении на Днепре войско Святополка было разгромлено, а сам он сбежал в Польшу. Ярослав же, ясное дело, «сел в Киеве на столе отцовском и дедовском». Однако год спустя Святополк вернулся, да не один, а с тестем Болеславом. На сей раз противники сошлись на Буге, и бежать после битвы пришлось Ярославу. А править в Киеве стал… Болеслав. Само собой, Святополку это не понравилось. Он поднял народ против поляков, Болеслав бежал, но не просто так, а прихватив казну и по дороге отбив некоторые из Червенских городов, ранее захваченных князем Владимиром у Польши. А Святополк… тоже бежал, потому что опять нагрянул Ярослав.
Решающая битва между братьями-врагами состоялась на реке Альте. «И была сеча жестокая, какой не бывало на Руси», – сообщает летопись. Святополк вновь потерпел поражение, вновь бежал и сгинул в безвестности где-то «между Польшей и Чехией».
«Какие ваши доказательства?»
Князь Святополк, безусловно, был тот ещё прохиндей. Авантюрист, интриган, заговорщик… Братоубийца? Может быть, да. А может быть, и нет.
Собственно, убийства Бориса, Глеба и Святослава на него «повесил» черноризец Нестор. По принципу «да это же все знают!» Вот только единственная «улика» – сомнительное происхождение Святополка. Как мы помним, его матерью была гречанка, невенчанная жена князя Ярополка. А отцом – то ли Ярополк, убитый Владимиром, то ли Владимир, забравший себе вдову брата. Ну, сами посудите, мог ли ребёнок, зачатый «от двою отцю», вырасти приличным человеком? Нет, конечно, тут и спорить не о чем, ведь «от греховного плод злой бывает».
Вместо других доказательств «Повесть временных лет» предлагает длинный, подробный рассказ об убиении ни в чём не повинных братьев-князей. Так детально расписанный, словно сам Нестор стоял в уголке и всё зрел своими очами через дырочку в портьере…
Ну, а если не Святополк, то кто? Есть ещё подозреваемые? Есть! Вы догадались – это сам благородный мститель Ярослав.
Завершение темы – в следующей статье.
Автор не считает своё мнение единственно верным и никому его не навязывает.