От столицы нашей родины, Москвы, начинается длинный путь, протяженностью более 9 тысяч километров, к самым отдаленным регионам и городам-Владивостоку, Хабаровску, Уссурийску, Улан-Удэ и многим другим. Этот железнодорожный путь носит название «Транссибирская магистраль» и имеет более чем 100-летнюю историю, о которой мы и поговорим.
Первые проекты по строительству магистрали, соединяющей западную и восточную части России, начали появляться еще в середине XIX века, к чему относится проект инженера М. И. Богданова. К концу же века вопрос обострился еще больше: многие страны, включая соседнюю Японию, с жадностью смотрели на полный всевозможными полезными ископаемыми, минералами и другими драгоценностями Дальний Восток. Но Россия не собиралась его уступать и сама начала, на рубеже веков, активно обсуждать проблему неосвоенных дальних земель, не имеющих четкой связи и координации с центром. Кроме того, Россия имела определенное влияние на востоке и стремилась его усилить на фоне распадающегося Цинского Китай и усилить свои позиции(См. например план Желтороссии). Это и стало одной из причин начала Русско-Японской войны(1904-1905). Итак, строительство началось в мае 1891, когда тогдашний цесаревич и будущий император, Николай II, заложил первый камень будущего вокзала во Владивостоке. Он же возглавил Железнодорожный комитет. Но почему строительство магистрали началось с конца?
На самом деле это не совсем так, строительство Сибирского железной дороги также началось в городе Миасс и, далее, до Нижнеудинска. Это был один из трех вариантов представленных в докладе министра путей сообщения Гюббенета. Другие же варианты были-города Тюмень и Оренбург, но, в итоге оба были отвергнуты за свои недостатки-дополнительное строительство определенных отрезков дороги.
Само строительство было поделено на отдельные участки строительства, а именно:
- Уссурийская дорога(1891-1897). Примечание: строительство началось именно с этого участка дороги, так как изначально не предусматривался Китайско-Восточный участок.
- Западно-сибирская дорога(1892-1897)
- Средне-сибирская дорога(1893-1899)
- Забайкальская дорога(1895-1900)
- Китайско-восточная дорога(1897-1904). Примечание: этот участок был уступлен Японии по итогам Портсмутского мирного договора.(1905).
- Кругобайкальская дорога(1899-1905)
- Амурская дорога(1906-1916)
Соответственно, за период 1891-1916 года было построено более 7,5 тысяч километров железной дороги. Ничего подобного, по своей величине и объеме, в мире и рядом не было. Трасса объединила 16 крупных рек, десяток крупных и более мелких городов на всей протяженности трассы.
С момента окончания строительства основного участка и по настоящее время железная дорога обновлялась: были электрифицирована сама дорога, построены новые маршруты и переправы, а сам маршрут значительно расширился, составляя сейчас более 9 тысяч километров и объединяя 21 регион страны и более 8 десятков городов, и став одним из основных экономический узлов страны и фактором объединения западной и восточной частей страны; Европы и Азии.
На этом все. Не забывайте подписываться на канал, здесь вас ожидает еще много интересного материла!