Найти тему

Транссибирская магистраль: Великий путь в Сибирь.

От столицы нашей родины, Москвы, начинается длинный путь, протяженностью более 9 тысяч километров, к самым отдаленным регионам и городам-Владивостоку, Хабаровску, Уссурийску, Улан-Удэ и многим другим. Этот железнодорожный путь носит название «Транссибирская магистраль» и имеет более чем 100-летнюю историю, о которой мы и поговорим.

Первые проекты по строительству магистрали, соединяющей западную и восточную части России, начали появляться еще в середине XIX века, к чему относится проект инженера М. И. Богданова. К концу же века вопрос обострился еще больше: многие страны, включая соседнюю Японию, с жадностью смотрели на полный всевозможными полезными ископаемыми, минералами и другими драгоценностями Дальний Восток. Но Россия не собиралась его уступать и сама начала, на рубеже веков, активно обсуждать проблему неосвоенных дальних земель, не имеющих четкой связи и координации с центром. Кроме того, Россия имела определенное влияние на востоке и стремилась его усилить на фоне распадающегося Цинского Китай и усилить свои позиции(См. например план Желтороссии). Это и стало одной из причин начала Русско-Японской войны(1904-1905). Итак, строительство началось в мае 1891, когда тогдашний цесаревич и будущий император, Николай II, заложил первый камень будущего вокзала во Владивостоке. Он же возглавил Железнодорожный комитет. Но почему строительство магистрали началось с конца?

Закладка камня Николаем Александровичем.
Закладка камня Николаем Александровичем.

На самом деле это не совсем так, строительство Сибирского железной дороги также началось в городе Миасс и, далее, до Нижнеудинска. Это был один из трех вариантов представленных в докладе министра путей сообщения Гюббенета. Другие же варианты были-города Тюмень и Оренбург, но, в итоге оба были отвергнуты за свои недостатки-дополнительное строительство определенных отрезков дороги.

Само строительство было поделено на отдельные участки строительства, а именно:

  • Уссурийская дорога(1891-1897). Примечание: строительство началось именно с этого участка дороги, так как изначально не предусматривался Китайско-Восточный участок.
  • Западно-сибирская дорога(1892-1897)
  • Средне-сибирская дорога(1893-1899)
  • Забайкальская дорога(1895-1900)
  • Китайско-восточная дорога(1897-1904). Примечание: этот участок был уступлен Японии по итогам Портсмутского мирного договора.(1905).
  • Кругобайкальская дорога(1899-1905)
  • Амурская дорога(1906-1916)

Соответственно, за период 1891-1916 года было построено более 7,5 тысяч километров железной дороги. Ничего подобного, по своей величине и объеме, в мире и рядом не было. Трасса объединила 16 крупных рек, десяток крупных и более мелких городов на всей протяженности трассы.

Карта КВЖД.
Карта КВЖД.

С момента окончания строительства основного участка и по настоящее время железная дорога обновлялась: были электрифицирована сама дорога, построены новые маршруты и переправы, а сам маршрут значительно расширился, составляя сейчас более 9 тысяч километров и объединяя 21 регион страны и более 8 десятков городов, и став одним из основных экономический узлов страны и фактором объединения западной и восточной частей страны; Европы и Азии.

Современный вид на магистраль
Современный вид на магистраль

На этом все. Не забывайте подписываться на канал, здесь вас ожидает еще много интересного материла!

Император Александр III, именно при нем началось строительство Транссиба.
Император Александр III, именно при нем началось строительство Транссиба.