Тот, кто хоть однажды смотрел мультфильм Давида Черкасского «Остров сокровищ», вышедший на экраны в 1988 году, будет помнить эту ленту всегда. Потому что забыть этот мультфильм невозможно! Он снят с невероятным юмором, и в свое время стал событием не только в СССР, но и за его пределами. И даже побывал в американском прокате! А уж песни из этой картины не распевал только ленивый: «Фортуна-лотерея», «Деньги, деньги, дребеденьги», «Минздрав предупреждает» - каждая из них стала своеобразным шлягером и остается им по сей день. Что же превратило ленту студии «Киевнаучфильм» в культовый мультфильм? В чем секрет успеха? Почему зрители так полюбили, казалось бы, с детства набившую всем оскомину историю? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно немного рассказать об истории создания фильма и о той обстановке, которая была на тот момент в стране.
К концу 1980-х годов за плечами режиссера Давида Черкасского, помимо многих других фильмов и мультфильмов, были уже две известнейшие ленты – «Приключения капитана Врунгеля» и «Доктор Айболит». Оба фильма были сняты на студии «Киевнаучфильм», где Черкасский работал с 1959 года – с того самого времени, когда на студии решили организовать цех мультипликации. По признанию самого режиссера, он был самоучкой - никогда не специально не занимался ни в изостудии, ни в художественной школе. Тем не менее, рисовал он хорошо, и, показав свои рисунки для зачисления в новый мультипликационный цех «Киевнаучфильма», сразу же прошел конкурс и оказался в штате. Пройдя недельную стажировку на главной студии страны «Созмультфильм» (не у кого-нибудь, а у самого Вячеслава Котеночкина!), Черкасский приступил к работе в качестве художника-мультипликатора. Молодой человек был свободным и раскованным, иногда мог эпатировать публику, и в 1961 году попал под кампанию борьбы со стилягами, после чего его исключили из комсомола и перевели в осветители. И, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: работая осветителем, Черкасский познакомился с художником Радной Сахалтуевым, с которым в дальнейшем их свяжет многолетнее сотрудничество: Сахалтуев будет бессменным художником-постановщиком на всех фильмах Черкасского.
В отличие от Давида Черкасского, Радна Сахалтуев хотел стать художником с самого детства и много работал для достижения своей мечты. После окончания школы он поступил в Московское педучилище на художественно-графическое отделение, но проучился там всего полтора года, после чего забрал документы и рванул прямо во ВГИК на художественный факультет. Он застал легендарных преподавателей-мастеров, его учителями были режиссер И. Иванов-Вано, художники Юрий Пименов (тот самый, который нарисовал «Новую Москву») и Федор Богородский, художник-мультипликатор Анатолий Сазонов. После окончания ВУЗа Радна оказался по распределению в Киеве и попал в то самое отделение мультипликации, которое было недавно создано на студии «Киевнаучфильм» и где уже работал Давид Черкасский.
Чтобы рассказ о главных создателях «Острова сокровищ» был полным, необходимо назвать еще одно имя – композитор Владимир Быстряков. Он родился и всю жизнь прожил в Киеве. Быстряков – автор музыки к более чем 20 фильмам и 35 мультфильмам, а также многих эстрадных песен. Так, уже первая песня Быстрякова, исполненная Валерием Леонтьевым «Куда уехал цирк?» сделала композитора популярным. Его песни есть в репертуаре многих звезд эстрады – Аллы Пугачевой, Николая Караченцова, Ирины Аллегровой, Ларисы Долиной. Именно Быстряков привел на эстраду Наташу Королеву, которая еще в детстве дебютировала на сцене с его песнями. Среди известных мультфильмов, в которых звучит музыка Быстрякова, можно назвать «По дороге с облаками», «Как Петя Пяточкин слоников считал», «Путаница» и многие другие. Но, пожалуй, самым известным был и остается мультфильм «Остров сокровищ».
Фильм снимали по заказу Центрального телевидения на «Киевнаучфильме». К тому времени Черкасский, изрядно поработав в осветителях, уже проявил себя как талантливый режиссер. И всем было понятно, что снимать картину будет он. А раз он, то художником будет Радна Сахалтуев. Режиссер сразу решил, что нужно снимать СОВРЕМЕННЫЙ фильм, а, значит, классическую историю нужно перевернуть с ног на голову и сделать ее ПАРОДИЕЙ на роман Стивенсона. В результате лента просто пестрит всевозможными приколами и гэгами.
При этом многие придумки в картину не вошли. Например, известная песня об Острове Сокровищ, где «…что не страница – мрачные все лица, луидоров и пиастров звон», изначально должна была звучать по-другому: «Здесь что не страница – вор или убийца, свадеб нет, но много похорон». О каких похоронах идет речь, догадаться не трудно: ведь в 1980-е годы один за другим умерли сразу несколько генсеков (Брежнев, Андропов, Черненко). И хотя в 1988 году в плане высказывания собственных мыслей и юмора было свободнее, чем несколько лет назад, все же строчки про похороны авторы убрали от греха подальше.
Одной из находок картины были киновставки с вокальными номерами. Черкасский уже пытался монтировать мультипликационные вставки с документальным кино в «Приключениях капитана Врунгеля», но там это были небольшие фрагменты. А в «Острове Сокровищ» киновставки использовались уже как видеоклипы, куда были вписаны мультипликационные персонажи. Этих персонажей должно было быть намного больше, но из-за сжатых сроков, не все задуманное удалось воплотить. К слову, зрители не сразу приняли музыкальные кинофрагменты; многих они раздражали. И понадобилось время, чтобы люди к ним привыкли и стали петь на творческих встречах с создателями фильма. Кстати, в США мультфильм шел без песенных вставок – только сюжет под названием «Возвращение на Остров Сокровищ». По сравнению с оригиналом хронометраж уменьшился на 34 минуты – ровно столько в картине занимают песни.
Владимир Быстряков выбрал для музыкального сопровождения стиль кантри, считая, что пиратской саге этот стиль подходит лучше всего. Тексты к песням поручили писать московскому поэту Науму Олеву, но режиссеру понравилось не все из того, что тот предложил. Тогда к работе над текстами подключили Аркадия Гарцмана. Он позднее рассказывал, что текст песни «Раз, два, три, четыре, пять – знаете, наверно. Раз два три четыре пять – жадность – это скверно» родился у него мгновенно, как только он услышал от Быстрякова фразу, что текст должен быть простой. В качестве примера композитор показал свою ладонь с растопыренными пальцами, и Гарцмана тут же осенило – текст был придуман! В последствии Аркадий Гарцман стал автором слов многих хитов Верки Сердючки.
Еще одной «фишкой» ленты стали своеобразные досье на героев. Советские зрители, конечно же, уловили стиль популярного в СССР сериала «Семнадцать мгновений весны», и это было очень смешно. Кроме того, цветные кадры чередовались с черно-белыми, а реальные актеры – с рисованными персонажами. Также в фильме можно найти множество скрытых пародий на советские и западные блокбастеры, которые набирали в то время популярность в СССР. Так, в сцене, где полуголый пират стреляет из пулемета, легко узнается Сильвестр Сталонне и его «Рембо». А в сцене, где Джим несколькими ударами кисти заваливает пирата, обыгрываются восточные боевики с Брюсом Ли. Сам же прием совместной игры актеров и мультипликационных героев неожиданно совпал с появившимся в это же время голливудским хитом «Кто подставил кролика Роджера?».
Отдельно нужно сказать о людях, озвучивших мультфильм. Среди них оказались звезды первой величины – Юрий Яковлев и Армен Джигарханян. Зловещий голос Джигарханяна, озвучивавшего Сильвера, придавал ироническую окраску роли, ведь советские зрители в большинстве своем ассоциировали голос актера с голосом другого его персонажа – Горбатого из «Места встречи изменить нельзя». И это тоже был элемент пародии! По свидетельству очевидцев, изначально Джигарханян относился к работе очень серьезно, но когда понял задумку фильма, стал экспериментировать, импровизировать, и роль заиграла новыми красками. Юрий Яковлев озвучил роль Бена Ганна. Доктора Ливси озвучивал украинский актер Евгений Паперный. А композитор Владимир Быстряков озвучивал… смех собаки!
Мелькал Быстряков и в игровых музыкальных сценах, главными исполнителями которых были актеры одесского театра «Гротеск». Солировал же в киновставках актер Валерий Чигляев, игравший пирата.
«Да, я лауреат разных театральных фестивалей, играл и Моцарта, и Отелло, но узнают меня по пирату. Мне это не мешает, наоборот, я рад, что этот персонаж несет вместе со мной позитив. Не проходит и дня, чтобы кто-то не жал мне руку и не пел: «С рождения Бобби пай-мальчиком был», - признавался Чигляев в одном из интервью. Фрагменты с участием актеров как бы комментируют происходящее в рисованной части мультфильма или рассказывают о серьезных проблемах, к которым приводит «пиратский» образ жизни – курение, алкоголизм и т. д. Если же вы внимательно будете смотреть кинофрагменты, то найдете среди пиратов-людей и самого Давида Черкасского! Он также засветился в нескольких эпизодах.
К сожалению, мультфильм «Остров сокровищ» стал последней лентой в творческой биографии Давида Черкасского. После завершения проекта он собирался снимать фильм «Сумасшедшие макароны» и даже приступил к съемкам, но работа не была завершена: с развалом Советского Союза прекратилось финансирование картин студии. Позднее у Черкасского с разной периодичностью возникали новые идеи, но все они не были воплощены в жизнь. В 2018 году режиссера не стало: он скончался от инсульта в возрасте 87 лет.
«Остров сокровищ» появился на экранах, когда в стране начинались сложные времена и стал одной из последних лент уходящей эпохи. Веселый, музыкальный, эксцентричный, оригинальный, ироничный – мультфильм не только вошел в Золотой фонд советской анимации, но и стал важной вехой в истории мультипликации. Талант и искренность абсолютно всех создателей картины сделали свое дело: история Стивенсона получила новую жизнь.
В нашем издательстве роман Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ» вышел в серии «Мировая книжка» в переводе Н. К. Чуковского со знаменитыми иллюстрациями Льюиса Рида. Конечно, в мультфильме много отличий от романа (взять хотя бы возраст Джима: в книге это мальчик, а в картине – практически взрослый человек), но при этом все реплики героев в мультфильме соответствуют тексту романа. Сегодня, когда со времени выхода мультфильма прошло более тридцати лет, можно с уверенностью сказать, что он стал отдельным произведением искусства. Книга же при этом не утратила своей популярности и по сей день является одной из самых любимых приключенческих историй у детей младшего и среднего школьного возраста.
Книга Р.Л. Стивенсона "Остров сокровищ" на сайте издательства "ЭНАС-КНИГА".
Приглашаем ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ КАНАЛ.