«Восемь видов Оми» – традиционный поэтический и художественный сюжет, посвященный изображению озера Бива в исторической провинции Оми. Согласно древней легенде, в 286 году здесь произошло землетрясение, в результате которого и возникло озеро, по форме напоминающее лютню бива. Одновременно в другой части Японии, как рассказывает предание, этот огромный провал земли восполнился возникновением знаменитого вулкана Фудзи.
К теме видов Оми так или иначе обращались многие художники японских гравюр укиё-э – от Харунобу и Хокусая до Утамаро и Эйдзана (у последних двух пейзажи выступают фоном для их излюбленных красавиц).
Если «копать» немного глубже, то сама концепция «Восьми знаменитых видов» родом, как и многое в японской классике, из Китая. Именно там в период Сун (960–1279) возникла художественно-поэтическая традиция описания самых примечательных видов рек Сяо и Сян. В Японии их место в описаниях заслуженно заняло озеро Бива.
Осенняя луна в Исияма
Гора Исияма –
В блеске луны
Над морем Нио.
Она не уступит
Ни Акаси, ни Сума.
(Перевод стихов, написанных на гравюрах - М.В. Торопыгиной)
Вечерний колокол в Миидэра
Вспоминаю:
Та любовь,
В которой клялись на рассвете,
Началась, когда слушали
Вечерний колокол Миидэра.
Ночной дождь в Карасаки
Ночному дождю
Уступает шум вечернего ветра,
Вот и стоит безмолвно
Знаменитая
Сосна Карасаки.
Разгоняющий тучи ветер в Авадзу
Повинуясь
разгоняющему тучи ветру,
Сотни, тысячи лодок
По пенным волнам
Стремятся в Авадзу.
Гуси, устремившиеся в Катада
Вереница диких гусей
Миновала множество горных пиков
И недалеко от Косидзи
Накренилась,
Устремившись в Катада.
Закат на реке Сэта
Далеко обойдя горы Морияма,
Мокрые от росы и мелкого осеннего дождя,
Вечернее солнце
Пришло сюда и теперь минует
Длинный мост в Сэта.
Лодки возвращаются в Ябасэ
Наполнив паруса,
Лодки, возвращающиеся в Ябасэ,
Сейчас покинули
Гавань Утидэ
При попутном ветре.
Вечерний снег в горах Хира
Когда снег подтаял,
Вечерняя дымка
В горах Хира
Прекраснее
Сакуры в полном цвету.
Укиё-э - искусство японской гравюры, создававшейся с использованием деревянных печатных блоков методом ксилографии. Оно получило большую популярность в Японии в XVII-XIX веках, особенно в столичном Эдо (прежнее название Токио).
Основными темами произведений укиё-э были изображения красавиц "весёлых" кварталов, театра кабуки, легендарных воинов и пейзажей.
Во второй половине XIX века японские гравюры попали в Европу, где произвели огромный фурор. Эстетика и приёмы укиё-э оказали большое влияние на творчество таких художников как Клод Моне, Эдгар Дега, Анри Тулуз-Лотрек, Винсент Ван Гог, Джеймс Уистлер и многих других.
Если Вам понравилась эта статья, ставьте лайк и оставляйте комментарии!
Чтобы чаще видеть в ленте мои публикации, посвящённые японским гравюрам и их влиянию на современное искусство, подписывайтесь на канал "Japaneseprints".