Найти тему
Валерий Ляшенко

Мои детские истории

Глава 14. Про спорт

Меня наверняка поймут родители, чьи дети не занимаются спортом от слова вообще. Здесь может быть множество причин, но основные сводятся к следующему: не хотят, не нашли интересного для себя вида, или детей не смогли заинтересовать дома или в школе. Ведь в природе детей бегать, носиться, возиться и все такое, а если к этому прибавить стремление к победе в соревнованиях, подкрепленное какой-то мечтой (здесь правка младшего сына, на этом месте было слово мотивация, но он прочитал и предложил изменить и я согласился) - вот вам и результат. И выбор вида спорта, который приносит удовольствие и укрепляет организм, тоже бывает разный.

В детстве я много болел. Физически крепким меня нельзя было назвать. Но я рос, и моим родителям хотелось, чтоб я окреп, потому, что я не мог уложиться в нормативы по кроссу, не умел подтягиваться и вообще был мало спортивным ребенком. Из тех, которые с большим удовольствием почитают книжку, нежели побегают с друзьями. Может, поэтому своей нишей скорее я видел интеллектуальное развитие, то есть именно то, что давали книги, а не физическую силу и атлетизм. Но всему свое время и к пониманию спорта нужно прийти именно мозгами.

Мой старший брат Виктор занимался большим теннисом. В те времена в СССР никто или почти никто не думал о «Большом Шлеме», модельной известности, рекламных контрактах и сумасшедших призовых. Это были рутинные занятия, которые и развивали физически и приносили удовлетворение от движения и победы. Таков был николаевский теннис. И у брата все получалось и, наверное, при большей настойчивости со стороны родителей, можно было бы продвинуться существенно дальше, чем это было на практике. Но, в спорте есть, к сожалению, такое понятие, как травма. И это случилось с Виктором – мениск, что без должного оперативного и немедленного вмешательства поставило под угрозу само занятие таким великолепным видом спорта, как теннис. Почему-то в те времена слово «операция» пугала всех. Но у спортсменов – это заурядная и достаточно частая процедура. После нее многие не только возвращаются «в строй», но и становятся чемпионами и победителями любых уровней. В случае с братом старый подход, который сейчас показался бы просто странным, поставил крест на его спортивной карьере. Кроме того, теннис, да и другие виды спорта, требовали постоянного перемещения по городу, району, области, потом республике, в итоге, по стране и за рубеж. Сейчас, вспоминая, как это было потом со мной, когда я серьезно занимался музыкой, необходимость выехать на республиканский конкурс, тоже не позволила мне развиваться дальше. Хотя были две бабушки - пенсионерки, пусть и не самого молодого возраста, но, видимо, идея мобильности в пределах маленького Николаева не могла найти столь необходимой для развития поддержки.

В общем, теннис мне никто и никогда не предлагал. Хотя сейчас, играя в теннис и видя, с каким воодушевлением играет младший сын, как я болею и переживаю за него и его победы и поражения, думаю, я мог быть хорошим теннисистом. И мне бы очень хотелось это попробовать, но, повторюсь, из-за Витиной травмы, у меня такой возможности не было.

Плавание. Это был первый вид спорта, который мне не понравился. Несмотря на то, что я вырос на море, у семьи была такая теория: нужно правильно научиться плавать. И точка. Не просто держаться на воде и задерживать дыхание, ныряя за интересными камешками, причем без маски, ластов, трубки и даже очков. И не просто возиться в воде часами, добывая морских червей с папой для ловли лещей в Днепробугском лимане, когда волны накрывают с головой и нужно нырнуть, чтобы сначала воткнуть, а затем поднять лопату грунта и перебросить его в сито. Я должен был научиться классике. И я поехал в бассейн, где меня ждал тренер. И меня начали учить. Без скидок на то, что это впервые, и что, может, я не знаю, как правильно задерживать дыхание. И, может быть, я просто устал от такой реальной нагрузки в воде. Ведь занятие длилось полтора часа. Естественно, когда тренер меня спросил, типа, как? Я вежливо ответил, что больше не приду. Надо отдать должное родителям, которые не стали настаивать. Все равно я не стал бы ходить. Сейчас, вспоминая, как тренер на Кипре учил моего старшего тогда пятилетнего сына плавать, главный тезис был, чтоб ребенок не испугался, не обиделся, не расстроился и точно пришел повторно. Поэтому все делается весело, позитивно, легко и без напряжения. В этом главное наше различие - наша угрюмость и недоверчивость, и их доброжелательность и открытость. А вам бы как хотелось? Чтоб ребенок упирался и отказывался от занятий или чтоб бежал на них вприпрыжку? Причем, на любые и это касается не только спорта. По-моему, очевидно.

Баскетбол. Этот вид неожиданно всплыл из-за того, что в пятом классе я неожиданно вырос и стал выше всех ребят в классе практически на голову. Достаточно долгое время я стоял первым на физкультуре. И мы решили попробовать этот вид спорта, в котором рост давал преимущество. Плюс к этому в школе один из одноклассников пошел на баскетбол и с огромным воодушевлением рассказывал ребятам о правилах, показывал броски и т.д. Со стороны это выглядело прикольно. Первое занятие в баскетбольной секции началось со знакомства тренера со мной. Он предложил мне побегать вместе с командой, потренироваться с ними. Это продолжалось около двух часов. Конечно, я устал. Сейчас думаю, почему нельзя было найти группу, которая только-только начала тренироваться, то есть все равны, никто и ничего не умеет, и все одновременно учатся и крепнут. В любой же другой ситуации – новичок заведомо не сможет «дотянуться» до уровня сложившейся группы и почти наверняка окажется в аутсайдерах. В конце тренировки тренер предложил побросать мяч в кольцо. Из разных мест. И я все три предложенных раза попал, из разных мест, с разного расстояния. Даже дети сказали, вот, круто! А мне было неинтересно. Потому что от тебя зависит лишь один бросок, который ты может, и попадешь в кольцо, а вся остальная игра зависит не от тебя, а лишь от того, насколько сыграна и сплочена команда, насколько она мотивирована. На этом баскетбол и закончился.

Дзюдо. Требования по физкультуре в школе все росли и росли. Нужно было и подтягиваться, и делать подъем переворотом, бегать кроссы, прыгать через козла и коня. И многие другие упражнения, требовавшие и силы и выносливости и настойчивости. Наверное, тех качеств, которых в тот момент у меня или не было или они еще не развились. И еще я начал понимать, что нужно быть в состоянии постоять как минимум за себя, не говоря уже о родных и близких. Ощущение того, что жить становилось небезопасно, постепенно приходило с приближением распада СССР, хотя до него еще в середине 80-х было далеко. В общем, в Николаеве была спортшкола по дзюдо. Называлась «Школа мужества». Там я и начинал. Первая тренировка была ужасно тяжелой, но я себе сказал, что все выдержу, потому что этот вид спорта меня заинтересовал. Он мне понравился еще и потому, что в тот период я очень увлекся Японией. Ее культурой, искусством, технологическим развитием и менталитетом. В перспективе я собирался стать востоковедом со специализацией на Японии. И, естественно, я пошел изучать японский на курсы в одной из библиотек. Дзюдо же, как мне тогда казалось, давало возможность не только понимать японский образ мышления, но и окрепнуть настолько, чтоб чувствовать себя уверенно в любых обстоятельствах. Вернемся к первой тренировке. Это было преодоление себя во всем. Я даже представить себе не мог, что тренировка по боевым искусствам – это два часа кувырком так, что начинает кружиться голова и начинало тошнить. Но я выдержал. Ребята потом подошли ко мне и сказали, что я молодец, практически их всех выворачивало на первой тренировке. Но я сдаваться не собирался. И не сдался. Этот вид спорта меня научил многому. Не говоря уже о том, что теперь оценка по физкультуре стала «5». Я стал выносливым, сильным и ловким. Ребята некогда сильнее меня и задиристее стали осторожнее в высказываниях, попытки «зацепить» меня прекратились. Да и я сам стал ощущать некую невиданную до сих пор энергию, которая должна была меня вести только вперед, только к победам. Потом, когда я продолжил занятия в спортшколе «Динамо», я осознал, что дзюдо – это еще и вид оружия, которое можно применять только для защиты, а не для нападения. Но осознание того, что ты способен защититься давало спокойствие и умиротворение. И это вид спорта прошел со мною всю школу и весь институт, пока была возможность и время им заниматься.

Читайте меня на Proza.ru