Найти тему
Интересная фантастика

Фантасты, создающие каноны

Здравствуйте, уважаемые читатели. Что нужно для того, чтобы написать хорошую фантастику? Ну кроме того, что человек должен обладать литературным талантом, это не обсуждается. Наверное, нужен соответствующий багаж знаний, начитанности, широкий кругозор. Особенно, это касается твердой научной фантастики. Но и в любом ином направлении нашего любимого жанра без соответствующих знаний создать сколько-нибудь стоящий фантастический мир очень нелегко. К примеру, космическая опера, такой поджанр, в котором авторы создают глобальный мир будущего Галактики, с наличием разных рас, планет, их социальным и политическим устройством. Как минимум, автор космооперы должен прочесть уйму книг и живо интересоваться историей, обществознанием и т.п. Я уж не говорю о социальной фантастике.

Изображение для заставки. Это и другие изображения обзора взяты на ресурсе Яндекс. картинки
Изображение для заставки. Это и другие изображения обзора взяты на ресурсе Яндекс. картинки

В этом обзоре, я хочу очень кратко пробежаться по этапам развития фантастики, начиная с первой половины двадцатого столетия, и в каждом периоде дать характеристику знаковым авторам, на что учились и для чего пригодились.

Начну с любимого многими жанра - фэнтэзи. Его основы во многом заложили Джон Рональд Роуэл Толкин и Клайв Стейплз Льюиз. Оба писателя получили образование в Оксфорде. Толкин достаточно серьезный исследователь англосаксонской литературы, филолог, литературовед. Льюис преподавал философию, в круг его интересов входила английская литература. Обладая такой серьезной базой, авторам удалось создать увлекательные миры, и даже заложить основы жанра, чем сегодня пользуются бесчисленные авторы фэнтэзи.

Можно конечно и без ученых степеней. Так, например, создатель одного из лучших фэнтэзийных героев - Конана- варвара Роберт Говард, за плечами имеет только курсы по стенографии в колледже. Но, он с детства увлекался чтением. Читал запоем историческую литературу, приключенческие романы и многое другое. Прежде чем погрузиться в мир Конана, Говард серьезно увлекался кельтским миром и даже пробовал учить гэльский язык. Пикты, киммерийцы и прочие фэнтэзийные народы и государства "выкристаллизовались" именно из увлечения автора северной историей Европы . Вот почему Конан получился героем «на все времена». Ведь Говард творец не только циклов о Конане, Кулле – владыке Валузии, Рыжей Соне (герои связанные с «историей мира» по Говарду). Он писал и чисто развлекательные вещи, популярные в его время. Но, разве большинство современных читателей знают циклы автора о Соломоне Кане, авантюристе – пуританине, или Стиви Костигане, моряке, увлекающемся боксом?! А таких проходных героев и циклов про них, у Говарда было множество. Но, знают автора сегодня в основном по Конану, потому что готовился человек, серьезно прорабатывал свой мир.

От фэнтэзи перейдем к научной фантастике. Сегодня, все мы, любители жанра, даже ни бельмеса не соображая в физике, с ходу понимаем, когда фантасты пишут о гиперпространстве, гравитации, временных парадоксах, связанных с путешествиями в космосе. Потому что это стало частью культуры фантастики. Авторы, пишущие легкие космические боевики и т.п. вещи пользуются всеми этими (и другими) терминами и понятиями.

Но, так было не всегда. Фантастические допущения, основанные на научных представлениях (пусть даже самые фантастические), вводились в массовую развлекательную культуру людьми с соответствующим багажом знаний. Одним из первых стал писать о космосе, космических кораблях, далеких мирах и галактиках американский фантаст Эдмонд Гамильтон. Сегодня, его фантастику можно назвать легкой и романтической. Но, это сегодня, когда люди более чем полвека, как летают на орбиту, запускают автоматические межпланетные станции, а уж космической фантастики на любой вкус и цвет великое множество. Гамильтон же писал в эпоху докосмическую, когда никто особо и не представлял, как это может быть.

Досрочно закончив школу, юный Эдмонд Гамильтон отлично проучился несколько курсов на физическом факультете в престижном колледже. Затем, Гамильтону наука стала неинтересна и его отчислили за неуспеваемость. Но, именно багаж полученных знаний, позволил фантасту Гамильтону одним из первых ввести в фантастическую литературу путешествия между звёздами на космических кораблях, сражения в космосе и многое другое, что опять же сплошь и рядом применяется до сих пор почти каждым фантастом.

Наступил Золотой Век фантастики, когда фантасты «упивались» фантастическими допущениями о научно-техническом прогрессе и доводили плоды этих допущений до массового читателя. Знаменитый создатель литературы о роботах и трех законах робототехники, фантаст Айзек Азимов, был профессором биохимии. Азимов интересовался многими науками. Сегодня, он известен как фантаст, а в свое время издал десятки научно-популярных книг по самым различным отраслям научного знания.

-2

Артур Кларк, внесший значительный вклад в развитие жанра, автор многих научно-фантастических идей, имел серьезное физическое и математическое образование. Грандмастер фантастики Роберт Хайнлайн получил военно-морское образование, немного проучился в аспирантуре, во время войны работал в научно-исследовательской лаборатории ВМС США. В свое время он увлекался политической и общественной деятельностью. Вот почему, он своем творчестве сочетал и научно-фантастические допущения и прекрасно ориентировался в социальных и общественных вопросах созданных миров.

Конечно, не все мастера Золотого Века имели естественно-научное образование. К примеру, Клиффорд Саймак, по образованию журналист, а образование Рэя Бредбери – библиотека (по его словам). Но, эти фантасты сосредоточились на литературной составляющей жанра, а не научной.

На смену Золотому Веку пришла Новая Волна. Фантасты «наигрались» с научно-техническим прогрессом и обернулись к людям. К их житию – бытию в условиях диковинного фантастического мира. Соответственно, гуманитарии более приспособлены для этого дела. Роджер Желязны – магистр английской литературы, так же изучал психологию. Харлан Эллисон учился на филолога (правда характер у него был сложный и.. не доучился в общем). Роберт Силверберг имеет степень бакалавра английской литературы.

С начала восьмидесятых годов в фантастике идет медленное возрождение традиционных жанров, например, космических опер и создание новых направлений (киберпанк). Задел жанра, то, что наработали поколения Золотого Века фантастов, позволяют "лирикам" создавать новые грани фантастических миров. Так, «журналист» Нил Геймер закладывает основы направления киберпанк – мрачной технологической фантастики, а «литературовед» Дэн Симмонс создает мир Гипериона, одну из самых значительных космоопер в фантастике.

Этот мрачный киберпанк
Этот мрачный киберпанк

Но, что-то действительно новое, прорывное, может получится только у людей с естественнонаучным складом ума. Имея математическое образование, американский фантаст Вернор Виндж создаёт глобальную Вселенную будущего, где эволюция накладывается на физические законы пространства и времени ("Пламя над Бездной"). Достаточно серьезный ученый в области физики и астрономии Дэвид Брин, в это время пишет научно-фантастическую эпопею о Возвышении, где рассматривает вопросы эволюции.

-4

В 21 столетии происходит ренессанс научной фантастики, повышается интерес к ней у читателей, новые авторы пишут в этом направлении. Конечно, этот процесс несравним с Золотым веком научной фантастики ни по степени влияния на умы людей, ни по «качеству» фантастов. Возьму на себя смелость утверждать, что современная фантастика «слабей» классической. Но, тема немного не об этом. Наш жанр по прежнему двигают вперед «люди науки». Такие, как астрофизик Аластер Рейнольдс, доктор наук – гидробиолог Питер Уоттс, программист Нил Стивенсон, инженер Лю Цисинь.

А что же в это время у нас? Пока продолжают работать авторы постсоветской фантастики, начинавшие в конце восьмидесятых, начале девяностых – жанр живет. Но, А. Громов, Олди, Лукин, Дивов, Панов, Пехов и некоторые другие, уже довольно солидные, в плане возраста люди. На первых ролях все больше и больше авторы попаданческой фантастики, их коллеги из вселенной «eve online» (тоже попаданцы, по сути, в основном), ЛитРПГ, девушки ищущие женихов в космосе или фэнтэзи мирах и т.п.

На этом все. Читайте фантастику.

Подобные обзоры на канале: Обзор пяти повестей мастеров русской фантастики, Киберпанк в фантастике

Подписывайтесь на группу Интересная фантастика Вконтакте. Книги, фильмы, арт, опросы и многое другое о фантастике.