Найти тему
РЕЖИК РЕЖЕТ

Как работать с непрофессиональными актерами?

Оглавление

3 основных принципа, как заставить играть главную роль своего приятеля-сантехника.

Зачастую, в силу недостатка бюджета, начинающим кинематографистам приходится брать в первые проекты людей без опыта работы. Такое повсеместно происходит и на больших проектах в силу определенных обстоятельств (требования клиента или жанра). В этой статье мы разберёмся, как вашего друга-любителя поместить в кадр без "лажи".

Основные принципы работы с непрофессионалом:

1) Ищите фактуру

Раз человек, который станет лицом вашей работы, опыта не имел, то единственное, что вы можете выбрать - его фактуру. Зачастую, непрезентабельные люди в жизни создают изящный образ в кадре, за которым интересно наблюдать зрителю. Обратите внимания на то, как работают их недостатки - непропорциональные части лица, морщины, мимика? Какую атмосферу их внешность несёт за собой?

Такие люди могут вызвать у зрителя необходимые вам эмоции уже просто попав в кадр.

Пример: на один из моих музыкальных клипов, в силу недостатка бюджета, на роль властного мужа-абьюзера нами был найден обычный строитель, друг музыкантов (прикрепляю его фото Вконтакте, и как он выглядел в кадре). Абсолютно фактурный персонаж вышел, органично вписавшись в проект!
Кадр из клипа "Водой", 2020
Кадр из клипа "Водой", 2020
Аватарка актера Вконтакте
Аватарка актера Вконтакте

2) Делите на три

Здесь есть несколько нюансов. Первый — организационный. Человеку, не бывавшему на съемках, неясно, что нельзя просто приехать, отсняться и уехать. Ему придётся провести минимум 12 скучных часов на площадке, а находиться в кадре он будет максимум треть этого времени. Важно четко уяснить, что отлучаться категорически нельзя, но работать придётся в три раза меньше.

Второй нюанс: быть актером - не значит, что надо гиперболизировать эмоции и махать руками. Для непрофессионального актера нужно просто быть собой, плюс делить свое человеческое представление о каждой эмоции в три раза. Объясняю на простом примере.

Пример: Задача от режиссера — улыбнуться симпатичной девушке. Что делает непрофессиональный актёр? Улыбается во все тридцать два. Фальш. Ты же не маньяк. Улыбнуться девушке - это значит слегка вытянуть уголки губ. Робко улыбнуться - значит в основном играть глазами. В общем, делите необходимую задачу на три и у него все получится.
Кадр из клипа "Найди себя", где типичная улыбка любителей была одной из фишек.
Кадр из клипа "Найди себя", где типичная улыбка любителей была одной из фишек.

3) Подружитесь

В отличие от работы с профессионалами, любителя ни в коем случае не нужно погружать во внутренний мир персонажа, иначе он запутается. Проще открыть мир его собственный, но как? Любой нормальный взрослый человек не привык показывать свои глубинные эмоции посторонним, особенно малознакомым, особенно на камеру.

А вам необходимо получить настоящие переживания, с которыми любитель знаком. Других эмоций он не знает и воссоздать не сможет, поэтому обязательно в первую очередь изучите его как человека. Скорее всего, вам придётся провести ни один час, пытаясь в экспресс-режиме стать актеру добрым другом, чтобы найти то семя внутри него, которое вы в дальнейшем сможете использовать в своей работе. Это может быть как личная история, так и отдельные увлечения.

Пример: в связи с концепцией документального проекта, в павильонных постановочных эпизодах у меня была задача сделать три однокадровых сцены по 5-8 минут каждая, где герой ведёт нескончаемый монолог с камерой, перемещаясь между декорациями и меняя своё состояние.
Сделать это было необходимо с человеком, не имеющим никакого творческого бэкграунда и уж тем более актёрского опыта. Сперва мы наняли репетитора, она исправила его речь и говор (это отдельная тема для работы), но он по прежнему был замкнут в себе. Человек до конца не понимал, как раскрыться, я перепробовал все методы, но за несколько недель не вышло ничего дельного.
В один момент я сел за сценарий и разбил эпизод на части, объясняя все простым языком - тут ты грустный, тут - уверенный и т.д. но понимание этих качеств у нас так же оказалось абсолютно разное. Тогда я вспомнил, что он... постоянно слушает музыку и организовывает концерты, то есть эта тема, которую он знает вдоль и поперёк, объединяет нас.
И вот я объясняю - здесь ты вот такой рэппер, а здесь настроение как в этой песне. Я дополнил каждый абзац в сценарии музыкальным референсом, и с первого же раза у него начало получаться, ему стало кристально понятно, как это работает.
Любитель чувствует музыку изнутри и неосознанно играет глазами. "То самое", 2017
Любитель чувствует музыку изнутри и неосознанно играет глазами. "То самое", 2017

Найдите то, что вас по человечески объединит, и используйте это как инструмент.

Короткие советы:

  • Сократите диалоги. Разрешите актеру импровизировать, нативно реагируя на окружающие изменения, иначе любитель не избавится от мысли, что скоро вступает его реплика.
  • Займите руки и мысли. В кадре пусть делает привычные для себя вещи — едет на велосипеде или моет посуду. Главная задача — действовать для него важнее, чем говорить или стараться играть.
  • Настройте перед дублем. Для актера съемки — это тяжёлый труд, а для любителя — веселый способ провести время. Как можно дольше сохраняйте этот энтузиазм, подавая каждый дубль, как игру для ребёнка.

Важно: успех любого проекта с участием непрофессионалов - баланс между документальностью и игрой!