Один из главных конфликтов в кинопроектах - режиссера и оператора, которые еще не "притерлись". Как его решать?
Сначала разберемся в ролях
Режиссер, в первую очередь, топит за драматургию и целостность проекта. Он увлечен игрой актеров и развитием мизансцены, эти задачи для него первостепенны.
Оператор же пытается создать визуально и драматургически выразительное изображение. Он больше увлечен пластикой, светом и цветом.
Проблемы
Проблемы начинаются тогда, когда, например, из двух отснятых дублей режиссер вставляет в монтаж тот, где актер наиболее четко выразил поставленную задачу, даже если рука оператора "дрогнула". Но по понятным причинам оба творца хотят показать свою работу в лучшем свете.
Таких ситуаций могут быть тысячи, они начинаются еще на этапе подготовки, где происходит спор относительно выбранной крупности: режиссер здесь хочет портрет, а оператор - общий. В одном варианте сильней драматургия режиссерская, во втором - визуальная.
Свадьба
Начать стоит с того, что вы, все таки, команда, а оператор и режиссер на проекте практически "женятся": они проводят друг с другом максимально много времени на всех этапах производства, и пусть режиссер начальник "семьи", но без согласия оператора родить что-то великое у него не выйдет.
Как и в любых отношениях, вы должны максимально четко обозначить правила, научиться слышать друг друга и постоянно искать компромиссы.
Возьмем ситуацию выше, когда произошла проблема на этапе монтажа. Логично, что визуально выразительный кадр можно оставить, если повествование только начинается (зритель еще не так хорошо индентифицируется с героем, чтобы максимально уловить его эмоцию), а дубль с блестящей актерской игрой на руку, если дело ближе к кульминации, и в сцене происходит становление персонажа.
Но есть другие, технические аспекты, которые режиссер может и вовсе не брать во внимание, например, загублена экспозиция, и материал бракованный. То есть телеканал, для которого снят проект, не возьмет ваш фильм из-за этой фатальной ошибки. В техническом плане оператору всегда виднее.
Лайфхак: когда планируете проект, то закладывайте один дополнительный кадр в каждой сцене, чисто операторский. Если вы будете укладываться по графику, то дайте человеку выразить свой потенциал в полном объеме, и в каких-то ситуациях это способно вас спасти.
Три дубля
Всегда снимайте минимум три дубля: один - операторский, второй - режиссерский, третий - обоюдный. Во время первого актеры только начнут входить во вкус, зато оператор уже точно выставит свет так, как задумывал. На втором дубле он захочет эксперимент, а актеры уже уверенно отработают. На третьем оператор либо очаруется, либо разочаруется в своем предыдущем эксперименте и сделает самый верный вариант изображения, а актеры будут работать на 100%.
Помните, важно уважать друг друга, ведь в кино нет ничего лишнего, и каждая роль важна. Если питание на площадку задержится, то все пойдет наперекосяк, картина станет хуже. Что уж тут говорить об операторе или режиссере?