Найти тему
Великая и могучая

ЗиС-101: советский Packard.

Начало 30-х годов 20 века можно смело назвать расцветом советского автопрома: от малого Газ-А до гигантов из Ярославля.

В то же время, для необъятных просторов страны советов требовался большой и комфортабельный легковой автомобиль. Долгое время эту нишу занимали импортные авто из западных стран. И по инициативе, как тогда было принято говорить, трудового коллектива Завода имени Сталина было развернуто производство флагмана легкового автопрома ЗиС-101.

Справедливости ради, заметим что ЗиС-101 не был первенцем, до него на заводе имени Кирова произвели несколько экземпляров копии западного Buick образца 1932 года.

ЗиС-101 построен на раме, усиленной Х-образной вставкой, подвеска выполнена на рессорах, а кузов на каркасе из массива бука, обитый металлом. Мотор - рядная восьмерка практически точная копия Buick объемом 5.8 литра, мощностью 90 л.с. (была версия и на 110 л.с.). Кузовные штампы были заказаны на океаном, у фирмы Budd, справедливости ради, есть мнение, что качеством они не отличались, но тем не менее, это факт.

Производили этот автомобиль с 1936 по 1941г. и "проехаться" на нем мог практически любой гражданин "страны советов" ими были укомплектованы несколько таксопарков в крупных городах. Кроме того , их использовали в скорой медицинской помощи.

ЗиС-101
ЗиС-101

В то время для советской промышленности это был действительно прорывной в технологическом плане автомобиль, он оборудовался радиоприемником, салон был богато украшен массивом дерева.Снаружи он тоже выглядел весьма внушительно, обилие хрома, массивный, огромный автомобиль в то время очевидно привлекал массу внимания.

Не был он лишен и "слабых мест" в первую очередь это касалось каркаса из бука, в производстве он требовал особой тщательности, и был трудоемок, так же рессорная подвеска в то время на передовых мировых образцах стала сменяться независимой.

По личной просьбе Сталина установили перегородку между передним и задним рядами сидений. Кстати по поводу сидений, был примечательный факт, при испытании заднего ряда сидений Иван Алексеевич несколько раз требовал переделать наполнение и профиль сиденья, сравнивая с заокеанским образцом, и вот в очередной раз испытывая "новый вариант", он обратился к образцам, утверждая "Вот посмотрите, как это сделано на импортном, там все немного удобнее", а производственники ранее "подменили" импортное нашим, после этого казуса, директор все жа дал добро на производство! И даже не наказал группу прозорливых разработчиков.

Зарождался этот автомобиль по личному предложению Ивана Лихачева, считается, что именно он продвинул идею производства "флагмана автопрома" на московском автозаводе. Учитывая, какой пласт автомобилей это повлекло в будущем, это несомненно достижение для автозавода, ведь могли "перехватить" ленинградцы с Кировского автозавода, поэтому кто то может обвинить Ивана Алексеевича в лоббировании интересов своего автозавода, учитывая его хорошее знакомство со Сталиным, но это всего лишь домыслы, не подтвержденные фактами.

А факты таковы, что автомобиль в тот период времени получился весьма успешным и несомненно символичным, ведь это говорило о величии страны советов, еще недавно не располагавшей сколь-нибудь значимым производством автомобилей, тракторов и военно-технической отраслью. Да годы были сложными, но с точки зрения промышленности, несомненно это было время скачков и трудовых подвигов.