В декабре 2019 года ученые обнаружили новый коронавирус (КОВИД-2019), который был связан со вспышкой пневмонии в Ухане (Китай) и который подозревался в зоонозном происхождении. В течение нескольких недель во всем мире было подтверждено более 100 000 случаев и тысяч смертей, причем их число стремительно растет с каждым днем. Менее чем за месяц КОВИД-2019 превзошел ТОРС-Ков по общему числу зарегистрированных случаев, даже несмотря на то, что вспышка ТОРС-Кова имела место в течение 9-месячного периода. Как это ни парадоксально, но в то время как журналисты и должностные лица в сфере общественного здравоохранения занимались распространением критической информации во всем мире в отношении оценок риска и рекомендаций, возникла связанная с этим угроза: психологический стресс, вызванный неоднократным воздействием этой вспышки на средства массовой информации. Это имеет последствия не только для непосредственных страданий населения, уже сталкивающегося с беспрецедентными социальными и экономическими последствиями, но и для последующих последствий для физического и психического здоровья с течением времени. Перспективные, продольные исследования показали, что повышенная реакция на стресс во время и сразу после угрожающего события связана с неблагоприятными последствиями для физического и психического здоровья с течением времени. Более того, такие стрессовые реакции могут привести к увеличению числа обращений за помощью, которые могут быть несоразмерны или не рекомендованы в ответ на реальную угрозу, перегрузке медицинских учреждений и отвлечению критически важных ресурсов.
Во время кризиса в области здравоохранения общественность зависит от средств массовой информации, которые передают точную и актуальную информацию для принятия обоснованных решений в отношении защитительного для здоровья поведения. В периоды неопределенности и кризиса общественность может все больше полагаться на средства массовой информации, и крайне важно, чтобы имелись надежные источники для предоставления оценок риска и рекомендаций. Наука о принятии решений показала, что люди склонны формировать точное восприятие риска, когда факты известны и эффективно доводятся до сведения общественности через средства массовой информации. В отсутствие информации - будь то в силу того, что она неизвестна должностным лицам, или в силу того, что она неэффективно передается - недвусмысленность может привести к более высокой оценке угрозы. Это произошло в контексте кризиса H1N1, когда возросшая неопределенность и ощущение неконтролируемости усилили тревогу. Аналогичным образом, данные, собранные во время перестрелки в школе, обнаружили, что во время кризиса, когда официальная информация не предоставлялась, распространялись слухи наряду с психологическим стрессом. Когда эта неопределенность сочетается с невидимой угрозой, такой как вирус, страх и беспокойство могут усугубляться и способствовать распространению дезинформации.
Хотя очень важно, чтобы средства массовой информации передавали информацию общественности, чтобы способствовать надлежащему поведению, защищающему здоровье, и эффективным институциональным ответным мерам, крайне важно, чтобы информация передавалась без сенсационности и без тревожных образов. Общественности, в свою очередь, следует рекомендовать избегать спекулятивных историй и ограничивать повторное появление сюжетов в средствах массовой информации, которые предоставляют мало новой информации, в то же время оставаясь в курсе критических обновлений. Мы рекомендуем общественности полагаться на авторитетные источники, такие как Центры по контролю и профилактике заболеваний или ВОЗ, для получения самой свежей информации, касающейся передачи, защиты своего здоровья и угроз на уровне общин. Учитывая, что новые средства массовой информации, такие как обновления Apple, Twitter и Instagram, могут в меньшей степени подвергать людей воздействию графических изображений, они могут быть одними из лучших способов предоставления непрерывной информации без сенсационности или распространения графических изображений. Однако дезинформация может также распространяться в социальных сетях и усиливать воспринимаемый риск и страх в отношении тем, связанных со здоровьем, что делает ответственное использование социальных сетей императивом. Как Центры по контролю и профилактике заболеваний, так и ВОЗ обеспечивают регулярную коммуникацию через социальные сети и обновление веб-сайта.
Во время кризиса в области общественного здравоохранения важно доводить до сведения населения срочную информацию в режиме реального времени, одновременно смягчая неблагоприятное воздействие средств массовой информации, которое может привести к травматическим стрессовым реакциям и связанным с ними недугам. Медицинские работники как доверенные общественные деятели также играют важную роль в передаче важнейшей информации пациентам и другим членам общины. Практические советы, которые могут дать люди для защиты от заразных вирусов (например, мытье рук, использование и немедленная утилизация тканей для кашля и чихания, дезинфекция поверхностей, социальное дистанцирование) могут быть особенно полезны, одновременно работая над предотвращением других распространенных инфекций (например, гриппа).
Использование восприятия нового вируса с высокой степенью риска может помочь "продвижению на рынок" защитительного для здоровья поведения, которое может усилить защиту от других патогенных микроорганизмов, таких как грипп, и послужить критической точкой перегиба для распространения часто игнорируемых сообщений в области общественного здравоохранения, таких как важность подготовки комплекта материалов для оказания чрезвычайной помощи. Медицинские работники могут предоставлять важную информацию и вносить конкретные предложения, стремясь при этом сдержать истерику, которая может свести на нет общие усилия общественного здравоохранения по эффективной борьбе со вспышкой КОВИД-2019.
Наконец, многие вопросы, касающиеся эффективного информирования о рисках во время кризиса общественного здравоохранения, особенно в отношении использования социальных сетей, требуют дальнейшего изучения. Мы надеемся, что во время нынешней вспышки КОВИД-2019 ученые в области здравоохранения приступят к разработке и проведению таких исследований с целью предоставления информации, которую должностные лица в области общественного здравоохранения могут использовать сейчас и в будущем.