Некоторое время тому назад я напомнил своим читателям историю Мартина Химейера, ставшего вместе с «КиллДозером» очередной американской легендой - героем-одиночкой, воздавшим своим обидчикам. Сегодня начало истории другого символа Америки XXI века – розового домика Сьюзет Келоу. О нём спорили и спорят не только юристы с экономистами, о нём пишут книги и снимают фильмы...
Мечтой Сьюзет был домик у воды. И вот её мечта осуществилась – дом с мансардой на речном берегу был куплен и выкрашен в веселенький розовый цвет. Домик был невелик – всего около 80 квадратных метров – и располагался в штате Коннектикут в депрессивном городке с гордым названием Нью-Лондон. В конце XX века сей населенный пункт переживал не лучшие времена – число жителей не превышало 30 тысяч, а располагавшиеся здесь ранее база подлодок и военный институт сменили локацию. Городок начал приходить в упадок: налоговые поступления снизились, безработица выросла, деловая активность оказалась практически на нуле.
Но в том же 1997 году, когда Сьюзет приобрела дом своей мечты, надеясь провести в нём остаток дней, любуясь речкой и закатами, на территорию бывшего военного института положил глаз Pfizer. Крупнейшая фармкомпания мира объявила о намерении создать в Нью-Лондоне исследовательский центр. Для городских властей это был джек-пот: инвестиции, налоги, рабочие места и все плюшки эффектов мультипликатора и акселератора от миллиардных вложений извне.
Чтобы сделать площадку еще более привлекательной для потенциального инвестора, власти городка разработали программу реновации нескольких десятков акров прилегающей к проектируемому исследовательскому центру территории. Физически участок под реновацию представлял собой полуостров, где располагался местный парк, исторический форт и 115 частных домов, в том числе розовый домик Сьюзет Келоу. Власти же смотрели на эту местность и видели вместо традиционного для Америки индивидуального жилья настоящий Сити с ультрасовременными многоэтажками для персонала Pfizer, торгово-офисными зданиями, ресторанами, набережной и даже причалом для яхт.
Большинство владельцев домов согласились на предложенные городом условия выкупа. Но Сьюзет Келоу и еще 8 собственников отказались от продажи. Кхм… Каковы шансы пасторального розового домика против небоскребов и яхт-клубов?! В России ответ ясен сразу. Но это же в конце концов Америка, где частная собственность якобы священна и неприкосновенна!
Городские власти инициировали процедуру принудительного изъятия для публичных нужд. А собственники в ответ предъявили в суд штата иск о запрете выкупа, как нарушающего Конституцию США. Суд штата Коннектикут в 2004 году разрешил дело в пользу города. Понимаете, что стало основанием для принудительного изъятия? Не строительство дороги, дамбы или моста. Не возведение больницы или школы. И даже не организация исследовательского центра – собственно, сам Pfizer не претендовал на эти земли, его интересовала территория военного института! Совершенно виртуальное будущее увеличение темпов экономического роста преподнесено как общественный интерес и основание для принудительного выкупа частной собственности! То есть дома подлежали сносу, потому что если кто-то кое-где у нас порой может быть когда-нибудь потом в городе вырастет деловая активность...
В 2005 году дело дошло до Верховного Суда США, где было принято одно из самых спорных и обсуждаемых решений за всю историю…
Какие последствия имел кейс Сьюзет Келоу, что стало с розовым домиком, как троллили судей Верховного Суда США и что такое настоящая система сдержек и противовесов в действии – в следующих выпусках канала «ФИШКИ НЕДВИЖКИ»! Подпишитесь, чтобы не пропустить самое интересное.