(в статье использованы фотографии кинозвезд 1950-х, учеников Студии Актера)
Ли Израэл Страсберг был по убеждениям человеком левым. В юном возрасте он переехал с семьей в Нью-Йорк. Тогда это была территория Австро-Венгрии, а сегодня это современная Украина. Штетл (еврейское местечко) под Тернополем, родина родителей Страсберга.
Юношей Ли увлекся театром и по обычной тропе иммигрантов-ашкенази (евреев, говорящих на идиш) из Восточной Европы в швейное дело не пошел. Выбрал себе другую дорогу в жизни!
Проходившие в середине 1920-х гастроли в Нью-Йорке Московского Художественного театра навсегда изменили взгляды молодого Страсберга на театральное искусство. Тогдашние бродвейские театры были антрепризными.
Это когда на авансированную пьесу объявлялся кастинг труппы. Пьеса шла какое-то время, пока билеты продавались, когда интерес к спектаклю пропадал актеры разбегались в стороны.
МХАТ был устроен по-другому, был театром репертуарным. Труппа была постоянной, менялся только репертуар. Актеры в таком театре были гораздо теснее связаны друг с другом, были как одна семья.
Обычная пьеса тогдашнего американского театра напоминала шекспировский театр. Актер становился на авансцену и громко декламировал свою реплику.
"Я тебя ненавижу! Не люблю так, что кушать не могу! "– и колол противника шпагой.
Зрителю все было ясно и понятно из текста самой пьесы. Этот того не любит, а эта его – как раз наоборот.
Все это, как бы… чересчур декларативно, нормальные люди между собой в жизни так не разговаривают. Не люди, а какие-то роботы-декламаторы.
Пьесы драматургов новой волны, появившихся в конце 19-го века, таких как Чехов и Ибсен, были другие. Тексты пьесы напоминали разговор людей в обычной жизни. Страсти, испытываемые героями по ходу действия, можно было узнать из развития самой драмы, проявлялись через развитие сюжета.
Актеры и актрисы в этих пьесах играли по-другому. Они не декларировали громко слова роли как раньше, они старались передать скрытую эмоцию, которую испытывал герой (героиня) пьесы. Это так называемая мхатовская школа актерской игры.
В тридцатых годах прошлого века Страсберг, наряду с Э. Казаном и Ч. Кроуфорд организует Групповой театр. Актеры живут общиной, подражая мхатовскому театру. Увлечены Методом, системой Станиславского, и ставят пьесы крайне радикального, революционного характера. Страсберг ездит часто в СССР, знакомится с тамошними театральными деятелями. Вахтангов и Мейерхольд его кумиры в искусстве.
В начале 1950-х он полностью посвящает себя преподаванию актерского мастерства.
Элиа Казан начинает пробовать себя в Голливуде, привлекая в свои фильмы учеников Школы. Прорыв произошел после фильма 1948 года по пьесе Т. Уильямса "Трамвай желание"
После триумфа в этой картине Марлона Брандо многие актеры захотели того же. Метод, который предлагала Школа Актера стал модным.
Встреча Ли Страсберга и Мэрилин Монро произошла в начале 1955 года. Он сразу заметил, что актриса начинает сильно нервничать, когда дело доходит до актерской игры. Что занятия в общей группе для Монро не подходят и согласился давать ей уроки частным образом.
Мэрилин поселилась в квартире Страсбергов на правах члена семьи, и быстро сдружилась со взрослыми детьми Страсберга.
Мэрилин Монро боялась камеры! Команда "мотор!" приводила к настоящей панике, вводила ее в ступор.
Голливудские кинозвезды были приравнены по статусу почти к богам. "Давление звезды" было поистине огромным, провала в фильме допустить было никак нельзя. Звезды с гораздо более крепкой нервной системой ломались и допускали срывы в жизни, чем эмоционально крайне неустойчивая, с почти психотическими чертами личности актриса.
На Олимп попадали люди из самых разных социальных групп, разумеется. И если, допустим, Кэтрин Хэпберн, которая происходила родом из очень богатой (и знаменитой!) семьи, достигнув вершины в жизни, не очень замечала перемен.
Она и так там уже была, могла бы и не работать в жизни. Денег изначально ей хватало. Снимаемый фильм для нее это просто очередное испытание, которое надо преодолеть упорным трудом.
То для Монро, вышедшей из самого низа, (ниже придумать трудно – сирота!) нахождение на вершине жизни представлялось чем-то вроде положения золушки, попавшей на бал. Карета превратится в тыкву, золушка отправится обратно на кухню мыть посуду, если фильм публике не понравится.
А если еще ко всему актриса не очень-то уверена в своих силах… то это просто кошмар! Вот что все это для нее значило – испытание камерой.
Выход был найден такой. Монро осуществляла "творческий контроль над лентой". На практике это означало вот что: третий день снимаем 40 секунд в фильме, делаем 50-й дубль с Монро, пока Паула Страсберг (наставница Мэрилин) не одобрит в итоге. Пока должная эмоция, выражение лица, на пленке не появится.
Все это задерживало съемки, удорожало фильм, - актеры и персонал ждут, деньги тратятся…
Второй аспект трудностей Монро – актриса не очень физически здорова. Зависимость от принимаемых снотворных прослеживается, по крайней мере, последние десять лет ее карьеры.
Ну вот еще пример. Вспоминает Тони Кёртис, о съемках с Монро в фильме "В джазе только девушки":
09.00 утра, актеры на площадке, готовы к съемке. Звезды нет! Сидят, ждут – час, другой. Монро появляется после 13.00. Начинается съемка….
Все это время актера загримированы и одеты (в женскую одежду, пошитую специальным образом), процедура переодевания занимает больше часа. Чтобы отойти и отлить, допустим, то тогда надо все начинать сначала, что невозможно… Отливали в бутылочку прямо на площадке. …
Съемки с Мэрилин Монро превращались в мучение, в пытку. Которую не все режиссеры готовы были проходить. Пока фильмы с Монро окупались, киностудия была готова идти на расходы. Но все могло поменяться, если фильм ждал бы провал, конечно.
Занятия в Школе Актера не сделали из Монро великой американской драматической актрисы. Но сказать, что Мэрилин "прогуливала школу, сбегая на свиданки" с Артуром Миллером, тоже нельзя. Перемены произошедшие с ней после "года со Страсбергом" сделали ее сильнее.
Еще одной парой, с которой Мэрилин Монро, действительно тесно сблизилась в 1955 году была семья поэта Норманна Ростена, хорошего друга Артура Миллера. Роман с которым у Мэрилин стремительно развивался……
(продолжение следует)
Жизнь и карьера Мэрилин Монро. В начало.
Подпишитесь, чтобы получать свежие статьи