Часто на всевозможных форумах можно увидеть вопрос — а каких людей не любил Виктор Цой? Какие люди ему нравились? Давайте разберемся.
В самой формулировке вопроса заложена ошибка. Дело ведь не в том, что мы что-то ценим, а что-то не приемлем, а в том, что одни люди нам нравятся, а другие — нет. И если человек симпатичен — ему всегда придумаешь оправдание. А если нет, то не простишь и мелочи. Так уж устроен мир.
Из воспоминаний Александра Титова:
Виктор казался необщительным только тем людям, с кем он не хотел общаться. В частности журналистам. А в кругу близких людей он был мягчайшим и теплым человеком. Настоящим и кайфовым! С ним можно было промолчать весь день, и при этом чувствовать себя вполне комфортно. От него исходила аура близкого друга, а сами песни пробивали, как электрический ток. Тогда никто и не думал, что все это превратится в такую легенду: мы просто купались в той энергии, которая исходила от него.
Юрий Айзеншпис:
Он некоторых людей называл – душными. Учитывая характер Виктора, человек мог ему показаться таким через три минуты общения. Если не в тему разговоры, вопросы какие-то…
Агнеш Феденфельд-Хорват:
Меня познакомили с ребятами из группы «КИНО» Наташа Пивоварова, Тимур Новиков и Андрей Медведев. Я была на стажировке в ЛГУ с 1985 по 1990 годы, но поскольку там было скучно, я проводила время по другому – ходила на тусовки, по мастерским художников, выступала с составе «Поп-Механики», жила в сквоте Фонтанка 145...Цой постоянно бывал у Андрея Медведева в мастерской на Загородном проспекте, я общалась с ним там, и в квартире Георгия Гурьянова в Купчино, у Алины Алонсо на вечеринках и других местах..Цой был очень умным человеком. Одной из его черт был очень острый язык, он любит стебаться, мне это нравилось и мы часто с ним устраивали такие словестные дуэли...Со стороны многим казалось, что мы с ним ссоримся, но это было совсем не так. Ему просто нравилось меня мучать и стебаться надо мной, так как я не совсем в совершенстве владела русским языком.. Я же в свою очередь пробовала работать мозгами и понимать его...Он был очень интересным человеком, и у него был весьма драматический характер...
Виктор с большим удовольствием проводил время только с теми, кто был ему симпатичен. И сегодняшних мемуаристов в этом списке не было. Это видно по записной книжке Виктора, где записаны имена и телефоны только тех людей, с кем он реально общался, хотя бы и по делу. Никаких «проходных» людей в его записных книжках нет, лишь десятка два знакомых, родных и близких.фото из архива автора
Так с кем же предпочитал общаться Цой в последние годы своей жизни? Можно уверенно сказать, что это, безусловно, музыканты группы «КИНО», Джоанна Стингрей, Рашид Нугманов, плиеньциемские друзья, которые его никогда не напрягали, пожалуй все. По сути, близкие отношения у Цоя были только с музыкантами группы «КИНО». А сегодня говорят о нем в основном те люди, которые не имели никаких шансов общаться с ним при жизни. Своего рода мародерство, с которым ничего не поделаешь...
Есть слова Марьяны Цой, как-то в одном из своих интервью сказавшей: «Когда-то у нас было очень много людей, которые называли себя друзьями Цоя. Но я могу точно заявить: у Цоя никогда не было друзей. Собственно, их нет ни у „Рикошета“, ни у меня... У нас есть бесконечная тусня, внутри которой мы все живем. А что такое „уметь дружить“? Это акт некоего самопожертвования, собственно, как и „уметь любить“. Я такого чувства не испытываю ни к кому...».
В общем, очевидно, что бессмысленно размышлять на тему о том, что приемлемо, а что нет. Модели поведения — это одно, а ключевое содержание человека — другое. Модели поведения включают в себя культурные коды, но это все внешнее, отношениями же управляет внутреннее. Что в людях нравилось Цою, описать нельзя, но есть факт — музыканты «КИНО», самые близкие друзья Виктора, скрыты от посторонних глаз, хотя активно работают и часто бывают на публике. Можно предположить, что Цою нравились люди, которые не растворяются в социуме, а создают собственную внутреннюю социальную сеть...