Красивый мальчик( Beautiful Boy).
Американский дебют бельгийца Феликса Ван Грунингена, которому прочили номинации как минимум в «Лучшем актере» и «Лучшем актере второго плана» за игру Стива Карелла и Тимоти Шаламе соответственно. Последний даже удостоился номинации на недавнем «Золотом глобусе» — на «Оскаре» же фильм оказался проигнорирован.
«Красивый мальчик» рассказывает историю о наркозависимости, снятую по мемуарам отца и сына, и показанную со стороны папы. Он пытается разобраться в произошедшем с ребенком, который никогда ни в чем не нуждался, жил в благополучной семье и без проблем поступил в солидный университет. А затем спонтанно подсел на метамфетамин — без каких-либо явных предпосылок.
Если не в главной номинации, то как минимум в актерских и сценарной фильм мог оказаться наверняка. «Красивый мальчик» переворачивает шаблон фильмов о наркоманах, где на передний план выдвигается сам зависимый, трудности семьи отходят во второстепенную арку. Ван Грунинген показывает, что близким приходится не легче — если не труднее, наблюдая за саморазрушением собственного ребенка, которому не в силах помочь. Отдельно стоит отметить игру Стива Карелла — актер выдал одну из самых драматичных ролей в своей карьере.
Аннигиляция( Annihilation).
Лучший sci-fi-фильм 2018 года, снятый автором «Из машины» Алексом Гарлендом. Прошлый проект режиссера номинировали в двух категориях (в одной из которых он выиграл), в этом не получил ничего. В шортлистах «Оскара» «Аннигиляция» рассматривалась только в категории «Лучший оригинальный саундтрек», но в итоге так и не попала в пятерку номинантов.
Фильм Гарленда мог как минимум посоревноваться еще и в «Лучших визуальных спецэффектах» с «Лучшим адаптированным сценарием» (ну и, может, «Лучшем актере» за игру Оскара Айзека). Как лента не попала хотя бы в шортлист по спецэффектам, остается загадкой, особенно когда в претендентах была даже «Мэри Поппинс возвращается» с ее вырвиглазной 2D-графикой. То же и с сюжетом, над расшифровкой которого зрители корпели неделями после премьеры — эффект сродни нолановскому «Интерстеллару».
Дневник пастыря( First Reformed).
Пожалуй, самый громкий провал киноакадемии, удостоившей один из сильнейших фильмов уходящего года всего одной номинацией за «Лучший оригинальный сценарий». Новый фильм Пола Шредера (сценариста «Таксиста» и сценариста-режиссера многих культовых драм, в последнее время снимавшего сомнительные трэш-картины) также считался одним из главных фаворитов на «Оскар» — Итан Хоук сыграл лучшую роль в карьере, а сам фильм безупречен как в сценарии, так и режиссерской работе. Даже Аманду Сайфред можно было рассмотреть на «Лучшую актрису второго плана», хотя актриса никогда не претендовала на высшую лигу.
Пылающий( Burning).
Снова главный претендент на «Оскар», в итоге не получивший ни единого упоминания. Корейский фильм режиссера Ли Чхан-дона, которому можно было бы выделить место хотя бы в «Лучшем иностранном фильме», если не вообще в актерских и главных номинациях («Рома» ведь получила).
«Пылающий» снят по ультракороткому рассказу Харуки Мураками, из которого вышел двух-с-половиной-часовой триллер, выжимающий практически все эмоции во время просмотра. Фильм, безупречный по подаче, режиссуре и, самое главное, превосходно адаптированному сценарию. К сожалению, его сочли не безупречнее «Чёрной пантеры».
Наездник( The Rider).
Лучший фильм 2018 года по версии Национального общества кинокритиков США и второй полнометражный проект Хлои Чжао, снятый с практическим всеми актерами-дебютантами. Это кино о людях с инвалидностью, которые некогда были настоящими знаменитостями на родео, но из-за несчастных случаев потеряли все: карьеру, славу, а вместе с ними и цель жизни — потому что с детства учились только овладевать лошадью, на которую теперь не в состоянии даже сесть.
Ситуация здесь такая же как с «Ромой» — это остро-социальная драматическая история с сильным и важным посылом. А также талантливой режиссерской работой, не уступающей даже ветерану Альфонсо Куарону — и уж точно достойной статуэтки.