Мы сейчас живем в эпоху исчезающих тропических лесов. Со времен Второй мировой войны исчезла половина тропических лесов мира, и ежегодно вырубается около 10 миллионов гектаров, что эквивалентно 40 футбольным полям каждую минуту.
Немного глупо говорить, что это вредно для флоры и фауны. Ведь тропические леса - это биологически богатейшая недвижимость на планете, содержащая, по крайней мере, половину всех известных видов растений и животных всего лишь на 7% территории Земли.
Несмотря на эти факты, биологи далеки от уверенности в том, сколько видов находится под угрозой уничтожения тропических лесов. Некоторые полагают, что две трети всех видов могут исчезнуть в грядущем столетии, в основном из-за обезлесения тропиков.
Другие полагают, что эта цифра будет намного ниже - возможно, в конечном итоге исчезнут лишь 5-10% всех видов.
Главная причина в том, что мы до сих пор не уверены в том, сколько видов выживет в деградировавших лесах.
Есть выборочно вырубленные леса, фрагментированные леса, леса, которые выжжены наземными пожарами, и леса, которые находятся под чрезмерной охотой.
Во многих районах леса восстанавливаются после полной вырубки или сжигания. В других районах по всему ландшафту распространяются насаждения экзотических видов, таких как акация или масличные пальмы.
Деградировавшие леса - это будущее. По всему тропическому миру старые тропические леса исчезают и превращаются в ландшафты, в которых доминирует человек. Эти ландшафты могут поддерживать несколько изолированных участков старых тропических лесов, окруженных пространствами сельскохозяйственных угодий, населенных пунктов, плантаций и деградировавших лесов.
Так выживет ли большинство видов в этих раненых ландшафтах, или только некоторые из них? Проводились исследования.
Эти исследования были использованы, чтобы противопоставить разнообразие флоры и фауны в старых лесах многим различным видам деградировавших лесов.
В широком смысле, мы обнаружили, что старые леса выигрывают. Для видов, которые нас больше всего беспокоят - тех, которые наиболее уязвимы к вымиранию, - вы просто не сможете победить ненарушенный тропический лес.
Однако был один вид деградировавшего леса, в котором леса были вырублены лучше, чем в других: те, которые были выборочно вырублены.
В заготовленных лесах с помощью бульдозеров добывается несколько больших бревен на гектар леса. Бульдозеры наносят довольно большой ущерб, но сам лес в значительной степени остается. В заготовленных лесах численность некоторых видов, чувствительных к нарушениям, снижается, но в целом исчезают лишь немногие из них.
Это означает, что мы не должны списывать вырубленные тропические леса как несущественные. Они не девственные, но с точки зрения биоразнообразия они намного лучше, чем сельскохозяйственные земли, восстанавливающие лес или насаждения.
Этот вывод имеет некоторые жизненно важные последствия.
Ранее в этом году правительство Индонезии выделило огромную площадь вырубленного леса - около 35 миллионов гектаров, что в десятки раз больше, чем в Бельгии, - для расчистки сельскохозяйственных угодий или экзотических плантаций деревьев. Они сделали это потому, что заготовленные леса, по их мнению, слишком сильно деградировали, чтобы иметь большое значение.
Наши выводы говорят о том, что правительство Индонезии совершенно неверно: заготовленные леса имеют большую биологическую ценность. Вместо того, чтобы вырубать заготовленные леса, они должны расширять сельское хозяйство на деградировавшие пастбища и заброшенные сельскохозяйственные угодья, которые существуют в стране в изобилии.
Такие биологи, как я, не выступают против развития. Но мы против развития лесов. Меня и других раздражает то, что мы видим биологические трагедии, которые все еще происходят в эпоху, когда мы должны об этом знать.
Суть в том, что старые тропические леса - это величайший праздник жизни на земле. Мы должны сделать все возможное, чтобы сохранить их.
Но если мы не можем сохранить достаточно старовозрастных лесов для поддержания природы, то выборочно вырубленные леса тоже довольно хороши.