Найти тему

Колонна призывников

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Это было в середине 70 – х годов. Я, старший лейтенант, старший помощник военного коменданта железнодорожной станции, на время призыва, был назначен военным комендантом другой станции. На этой, другой станции комендатуры не было, но, во время призыва, с этой станции отправлялось в течение месяца от семи до десяти эшелонов с призывниками и несколько десятков команд в пассажирских поездах. В четырёх километрах от станции находился областной сборный пункт. На сборный пункт из всех районных военкоматов прибывали автобусами и поездами команды призывников, из которых, формировались эшелоны и отдельные команды для видов вооруженных сил и родов войск.

Для отправки эшелонов, железная дорога, по заявке Министерства обороны, формировала составы из четырнадцати открытых (общих) вагонов и одного купейного, который выполнял функции, штабного вагона и ставился в середину состава. Эшелоны, отправляющиеся в европейскую часть СССР, снабжались сухим пайком на весь состав эшелона на время перевозки. Эшелоны следовали с пассажирской скоростью по, специально разработанному, расписанию, иногда использовали расписание отменённых летних поездов, если совпадал маршрут. Эшелоны, следовавшие на восток, особенно на Тихоокеанский флот, доукомплектовывались двумя багажными вагонами, имеющими торцевые двери, один из которых использовался как склад продуктов, второй оборудовался походными кухнями и ёмкостью с водой для приготовления горячей пищи.

Составы, сформированные под эшелоны, на станцию отправления подавались за два – три часа до отправления. Вагоны багажные, как правило, за сутки, их нужно было подготовить, завезти продукты, промыть кухни, заправить водой. Вагоны под призывников и штабной, за два часа до посадки, принимались комиссией, в составе: военный комендант, начальник эшелона и врач эшелона. Проверяли, целые ли окна, наличие дверных ручек, фартуков на переходных площадках между вагонами, работают ли кипятильники, заправлены ли вагоны водой и наличие матрасов. Врач проверял санитарное состояние вагонов.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Призывники следовали со сборного пункта в колонне, их было, как правило, не менее чем половина состава эшелона, это шестьсот – семьсот человек. В колонне двигались офицеры, прапорщики и сержанты, прибывшие из частей за пополнением и подразделение охраны эшелона. В администрацию эшелона входили, кроме начальника эшелона, врача и подразделения охраны, ещё начальник продовольствия и повара.

Фото Автора. Инструктаж администрации эшелона военным комендантом.
Фото Автора. Инструктаж администрации эшелона военным комендантом.

За два часа до отправления эшелона, я должен был выехать, с начальником эшелона и врачом, принимать состав. Машину, УАЗик, предоставлял начальник сборного пункта. В тот день, про который я повествую, я узнал, что начальник эшелона и врач уже уехали на станцию без меня. Поскольку, это было нарушением заведённого порядка, я обратился к начальнику сборного пункта с пламенной речью, что это безобразие, что без военного коменданта это не комиссия. Начальник сборного пункта, как мог, отбивался от моего наезда, пообещал, что УАЗик сейчас вернётся, я сяду и поеду на станцию. Тут, я допустил непарламентское выражение, что по дороге уже движется толпа, в количестве семисот человек, и её на УАЗике никак не объехать. Нашу перепалку услышал областной комиссар, который должен был возглавлять комиссию, подписывающую акт передачи призывников. Процедура эта происходит в штабном вагоне за десять минут до отправления эшелона, уже после посадки призывников. Военный комиссар строго посмотрел на меня и изрёк: «Товарищ старший лейтенант, вы же советский офицер, что вы говорите, какая толпа, это же колонна призывников!». Меня выручил заместитель начальника сборного пункта по тылу. Он схватил меня за рукав, отвёл в сторону и сказал, что отправляет на станцию грузовик с продуктами, и я могу уехать на нем. Грузовик едет другим маршрутом и обгонит колонну призывников.

Я быстро доехал до станции, нашел начальника эшелона, врача и мы приняли состав. Он был полностью годов к перевозке, недостатков мы не обнаружили, и всё сделали вовремя. Прибыла колонна призывников, я проинструктировал старших, как быстро произвести посадку. Обычно старшие по вагонам, норовили вызывать из строя по фамилиям, такая посадка шла долго. У меня уже был опыт, призывников строим в колонну по одному, по вагону они передвигаются бегом, заполнять вагон начинают с дальних купе. Посадка занимала меньше пяти минут.

В штабном вагоне уже подписывали акт передачи призывников, облвоенком посмотрел на мой неприступный вид и спросил: «Вы всё ещё чем-то недовольны?». Я примирительно сказал: «Вы были правы, это действительно была колонна призывников, а не толпа!».

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

На этом я, пока, своё повествование прерываю. Вам надо от меня отдохнуть, а мне надо собраться с мыслями.

До следующих встреч, мои внимательные читатели.

Если вам понравилось, ставьте «лайк», пишите комментарии, задавайте вопросы, подписывайтесь на мой канал.