В настоящее время правительство США обязалось выделить почти 3 триллиона долларов на спасение экономики и американцев от коронавирусной рецессии.
Большая часть этих средств направлена на отдельных американцев в виде дополнительного страхования на случай безработицы или так называемой проверки экономических последствий. Около 1,2 триллионов долларов - и это подсчет - представляют собой спасение для американских компаний, как больших, так и малых.
И более 60% из них - в виде грантов или другой финансовой помощи, которые, скорее всего, станут дотациями - средствами, которые не будут возвращены налогоплательщиками. Бюджетное управление Конгресса США 23 апреля оценило, что связанные с компанией коронавирусные спасения, за исключением четвертого, только что подписанного закона, в конечном итоге обойдутся более чем в 400 миллиардов долларов в течение 10 лет. С учетом того, что большая часть последней помощи, стоимостью 484 миллиарда долларов, скорее всего, в конечном итоге также станет грантами для малого бизнеса, цена на нее будет намного выше.
Неудивительно, что налогоплательщики, в конечном счете, не принимают законопроект, когда законодатели тратят свои деньги на спасение корпоративной индустрии - такой, как Уолл-стрит во время Великой рецессии, - или всей экономики сегодня. Но на самом деле это исключение, а не правило.
- Правда в том, что, как показывают мои исследования, подавляющее большинство бизнес-спасательных проектов, принятых Конгрессом за последние полвека, либо не увенчались успехом, либо принесли прибыль.
Выгодные санации
В рамках моего постоянного исследования экономической политики во время спадов я изучил 10 корпоративных санаториев, одобренных Конгрессом с 1969 года.
Я изучал только те санации, которые предусматривали прямую помощь - в форме займов, гарантий, грантов или вливаний капитала - со стороны Конгресса компании или отрасли, испытывающей финансовые затруднения. Я исключил сберегательно-кредитный кризис 1980-х и 1990-х годов, потому что это было менее масштабное спасение и более дорогостоящее нормативное свертывание. Все приведенные ниже цифры были скорректированы с учетом инфляции.
Я обнаружил, что половина спасательных операций принесла очевидную прибыль налогоплательщикам.
Например, Lockheed Martin столкнулся с финансовыми трудностями в 1971 году, потому что самолеты, вертолеты и другая военная техника, которую он делал для Министерства обороны США, стоили дороже, чем Пентагон согласился заплатить, что привело к значительным потерям и гонорарам. Оборонный подрядчик приложил все усилия, чтобы выжить, зарабатывая деньги на своем современном авиалайнере TriStar, но с трудом обеспечил достаточное финансирование для завершения проекта.
- Конгресс, обеспокоенный потерей не менее 25 000 рабочих мест в случае банкротства "Локхид", предоставил "Локхид" спасательный круг в виде гарантий по кредитам. То есть он согласился вернуть частный кредит в размере 1,62 миллиарда долларов в обмен на гонорар. Несмотря на то, что "ТриСтар" был провален, этого было достаточно, чтобы "Локхид" остался платежеспособным, а налогоплательщики заработали 198 миллионов долларов.
Аналогичным образом, автомобилестроитель Chrysler оказался в финансовой опасности в конце 1979 года отчасти из-за своей медленной реакции на рыночные сдвиги, вызванные энергетическим кризисом 1970-х годов. Потребители хотели иметь более экономичные автомобили; Chrysler сделал слишком много газовых гуцлеров. Исследования, проведенные после спасательных работ, показали, что компания движется в направлении банкротства.
Потенциальная потеря 250 000 рабочих мест и негативное влияние на автомобильных дилеров и поставщиков побудили Конгресс предложить компании Chrysler до 4,98 миллиардов долларов гарантий по кредитам. В качестве предварительного условия для получения этой помощи, Chrysler, помимо уплаты сборов по кредитам, предоставил правительству США права на покупку 14,4 миллионов акций компании по установленной цене. Эта договоренность предоставила налогоплательщикам 1,03 миллиарда долларов - на 4 миллиарда долларов кредита - когда правительство продало акции в 1983 году.
А совсем недавно Конгресс заложил триллионы долларов, сохранив финансовую систему в 2008 году. Для своих целей я разделил помощь компаниям на четыре отдельных спасения, три из которых принесли большую прибыль.
Одним из них, в частности, была крупномасштабная программа по спасению проблемных активов, которая принесла финансовым компаниям 854 миллиарда долларов. В конечном счете, 382 миллиарда долларов были распределены среди таких фирм с Уолл-Стрит, как Citigroup, JPMorgan и AIG, в обмен на привилегированные акции и другие компенсации. Налогоплательщики заработали 32,5 миллиарда долларов.
- Отдельная финансовая помощь Fannie Mae и Freddie Mac оказалась еще более прибыльной. Правительство США получило привилегированные акции на 234 миллиарда долларов, вложенные в двух жилищных гигантов. Налогоплательщики получили обратно свои деньги, а также прибыль в размере 123 миллиардов долларов.
Были также два спасения - для Системы фермерского кредитования в 1987 году и для Сталелитейной и нефтегазовой промышленности в 1999 году, которые, скорее всего, заработали деньги, но я не смог найти всех деталей, необходимых для проведения полного анализа. Как минимум, мой обзор предполагает, что оба были безубыточными.
Убытки (в основном) по дизайну
Три санатория, утвержденные Конгрессом с 1969 года, стоили денег налогоплательщиков. В двух случаях это было сделано по замыслу.
- В железнодорожной отрасли с 1960 по 1970 год общий чистый доход сократился вдвое, частично из-за бесхозяйственности, рыночных сдвигов в перевозках с железнодорожного на автомобильный транспорт.