Предыстория
После оккупации Латвии немецко-фашистскими войсками 1941 году, голову подняли многие националисты. Латышские националисты шли охотно на службу к оккупантам, которые поручали им самые кровавые и карательные операции.
Одной из самых многочисленных военных формирований, которое было основана ещё в 1919 году называлась «Айзсраги» в переводе на русский «Защитники», созданное по образцу финской полувоенной организации «Шюцкор». Власти Латвии не оказывали влияние националистов, видя в них опору для защиты от коммунизма. Поэтому Айзсрагам разрешалось иметь огнестрельное оружие. Но во многих штабах организации хранилось внушительное вооружение: пулеметы (станковые и ручные), гранаты и даже танкетки (легкие танки). В 1930 году 16-й Елгавский полк купил танкетку Carden-Loyd Mk.IV, а в 1921 году у них был свой полк авиации, который стал действовать 17 апреля 1931 года, на вооружение был 31 самолёт, 4 из них латвийского производства VEF I-12.
После ввода советских войск в Латвию, все националистические организации стали под запретом. Рядовым членам айзсраги было приказано сдать оружие, но многие не подчинились и стали костяком «лесных братьев» - неофициальное наименование вооруженных националистических формирований, действующих с 1940-е по 1950-е годы, действующие на территории прибалтийских республик.
После начала Великой Отечественной Войны бывшие айзсраги в большом количестве пошли на службу к немцам, став полицаями. В Латвии основной удар пошёл на евреев и славянских меньшинств, проживавших на территории республики. Под удар попали русские старообрядцы, заселившиеся ещё в конце XVII (17) – начале XVII (18) веков. Деревня Аудрини была одной из таких старообрядческих поселений.
С чего началось
Когда Латвия присоединилась к СССР в 1940 году аудринцы восприняли с одобрением. Не которые староверы пошли на службу к новой власти. Житель деревни Родин Глушнев стал милиционером. После захвата власти немцами в 1941 году Глушнев был арестован, и отправлен в концлагерь, но сбежал из него. Вместе с бывшим милиционером сбежали и несколько красноармейцев. Отправились они в деревню к Глушневу, в дом матери Анасьи Глушнёвой.
18 декабря полицейские второго участка полиции Лудборж и Ульянов, по доносу местной жительницы соседней деревни Заречье Марины Морозовой и матери Акулины Роговой. явились в дом Глушнёвой. Красноармейцы оказали сопротивление, в перестрелки погиб красноармеец и начальник патруля Лудборж, остальные бежали.
В тот же день каратели во главе с Болеславом Майковским окружили избу Глушнёвой, схватили Анасью с младшим сыном Василием. Майковский лично пытал и пытался выяснить куда бежали беглецы. Другая группа полицейских 21 декабря прочёсывала лес, но в стычке потеряла троих, только 31 декабря беглецов с Глушнёвым уничтожили.
По свидетельства Рогова оправдывалась:
«Я хотела сгубить Глушнёву, а не всех»
Хроника карательной акции
Начальник управления полиции Резекенского уезда майор Альберт Эйхели, вернувшись в Резкене после рейда по поиску Глушнёва, предложил Майковскому попросить у Даугвапилиского окружного комиссара Фридрика Швунга разрешение на полное уничтожение селения. Разрешение было получено 21 декабря 1941 года.
С утра 22 декабря каратели начали обходить Аундрин дом за домом, призывая жителей одеться и выйти на улицу. Все собрали в сарае, и после отправили в Резенкнескую тюрьму.
По всему Резенкнескому уезду был расклеен в людных местах приказ за подписью командира полиции рейхскомиссариата «Остланд» оберштурмбанфюрера СС Штрауха об уничтожение деревни, и аресте всех жителей.
2 января 1942 года деревню уничтожили каратели во главе с Эйхилисом и Майковским. Эйхелис решил поджечь все 42 двора одновременно, для этого возле каждого двора были поставлены полицейские с факелами. В 2 часа дня, деревню подожгли по сигналу выпущенной ракеты Эйхелисом.
3 января 1942 года жителей деревни стали выводить из тюрьмы, и грузить на машины. Люди кричали, умоляли, чтоб их не расстреливали. Некоторые падали на землю, их били ногам и прикладами автоматов, и сажали в машины. Машины жителей вывозили примерно в 5 километров от Резекне, могилы были вырыты заранее. Расстрел начали заранее. Вели расстрел местные полицейские из посёлка Малта во главе Хральдом Пунтилисом. За организацию отвечал местный комендант, бывший латвийский военный Александр Мяч.
Одна женщина в тюрьме родила ребёнка, мать попыталась сунуть в кучу тряпья на краю могилы. Однако младенца заметил старший полицейский Симплитиекс, и выстрелов в голову убил младенца. Свидетель Я. Калапрас вспоминал как Симплитиекс хвастала
«Когда я выстрелил, он так и разлетелся вдребезги»
В первый день казнили 170 (другие данные - 205) жителей деревни, в том числе и 50 детей. 4 января 1942 года в 11:30 на площади в Резекне было расстреляно 30 мужчин из Аудрини, в том числе подростки 10-17 лет.
Что стало с карателями
1. Майковский – после войны проживал в США, умер 18 апреля 1996 года в Мюнстере;
2. Пунтилус – после войны ему удалось эмигрировать в Канаду, где открыл строительную фирму в Торонто. Еврейская община Канады требовала расследования, когда начались судебные действия против военных преступников, до него очередь не дошла, и он спокойно скончался в своей постели в 1982 году.
3. Эйхелис – бежал с Латвии после наступления советских войск, скрывался в Западной Германии, в городе Карлсруэ.