Найти тему
Юрий НеГагарин

Путешествие в Турцию на машине. День третий. Эрзинджан-Гёреме.

Путешествие в Турцию на машине. День третий. Эрзинджан-Гёреме.

Расставшись в Эрзеруме с нашим попутчиком Александром Сергеевичем Пушкиным, опасавшимся за свою жизнь в связи с начинающейся в городе эпидемии чумы в 1829 году и повернувшим назад, в Петербург, мы, бесстрашные, доехали до Эрзинджана.

Гостиница "Eriza" в центре города Эрзинджан.
Гостиница "Eriza" в центре города Эрзинджан.

Утро в Эрзинджане настает так же, как и в других уголках Земли. Особенно для людей, проехавших за последние два дня 1300 км. по двум странам. Неожиданно и не совсем желанно. Приняв приглашение хозяина отеля к завтраку, мы, поглощая обычный для турецких гостиниц набор: масло, сыр, салат, яичница, чай, сладости, рассматривали город в большие окна ресторана.

Нам было грустно расставаться Александром Сергеевичем, преодолев с ним такое большое расстояние. Но история Турции так разнообразна, что без попутчиков, Великих людей, мы не остались и в Эрзинджане. В исторической справке сказано, что этот город в 1473 году посетил Афанасий Никитин в ходе возвращения из своего путешествия - «хождения за три моря». Прочитав записки Никитина, о путешествии которого мы только и знали, что он был первым Европейцем, достигшим Индии, я с удивлением для себя открыл, что гнала его в дальний путь совсем не жажда повидать дальние страны, а долги «перед контрагентами», как сейчас принято говорить.

Афанасий Никитин , который , скрываясь от кредиторов, открыл Индию.
Афанасий Никитин , который , скрываясь от кредиторов, открыл Индию.

Никитин намеревался отправиться в торговое путешествие в Ширван на Кавказе. Для этого он присоединился со своим судном к делегации ширванского посла Хасан-бека, возвращавшегося из Москвы. Спускаясь вниз по Волге к Каспию караван судов был ограблен возле Астрахани. Затем, выйдя в море, они потерпели кораблекрушение, и были выброшены на берег Каспия. «Судно русское разбилось под Тарками, и кайтаки придя, людей в плен взяли, а товар их разграбили». И ширваншах тотчас послал к шурину своему, князю кайтаков Халил-беку. И Халил-бек всех людей отпустил в Дербент тотчас без препятствий, а из Дербента отослали их к ширваншаху в ставку его – койтул. Поехали мы к ширваншаху в ставку его и били ему челом, чтоб нас пожаловал (оказал материальную помощь) чем дойти до Руси. Да не дал он нам ничего: дескать много нас. И разошлись мы, заплакав, кто куда: у кого что осталось на Руси, тот пошел на Русь; а кто был должен, тот пошел куда его очи понесли. А иные остались в Шемахе, иные же пошли в Баку работать. А я пошел в Дербент, а из Дербента в Баку, где огонь горит неугасимый» ...
Возвращаться на родину Никитин не мог, так как большая часть товара была взята в долг под будущую торговую прибыль. Для него начался долгий путь по заморским землям в надежде заработать средства для возвращения долгов.
Через Дербент, Баку, персидские города и перевалочный пункт Ормуз, на торговом судне он пересек Индийское (Аравийское) море и оказался в Индии. «Солгали мне псы бесермены, говорили, что много нашего товара, а для нашей земли нет ничего: все товар белый для бесерменской земли, перец да краска, то дешево. Те, кто возят волов за море, те пошлин не платят. А нам провезти товар без пошлины не дадут. А пошлин много, и на море разбойников много. Разбойничают кафары, не христиане они и не бесермены: молятся каменным болванам и ни Христа, ни Мухаммеда не знают». Проведя в Индии несколько лет, решил Никитин возвращаться. Через Эфиопию он попал в Москат, потом в Ормуз. «А из ставки Узун Хасан-бека пошел я в Эрзинджан, а из Эрзинджана пошел в Трабзон». Добрался до русских земель он только через год. И умер на русской земле, не дойдя до родной Твери. Под Смоленском, оставив после себя дневник с подробным описанием своего путешествия. И долги. Мы тоже много должны нашему Самому Главному Банку. Но в Индию поворачивать не собираемся. Пока.

Вот куда  могут завести порядочного человека КРЕДИТЫ!
Вот куда могут завести порядочного человека КРЕДИТЫ!

Дневник Афанасия Никитина попал к монахам, которые несколько раз переписали его содержимое. И теперь мы знаем его, как «Хождение за три моря». Я встретил в интернете несколько статей о том, что Афанасий Никитин вернулся из путешествия мусульманином. И, якобы, монахи, переписывая дневник, убрали эту информацию. А в одном из списков, якобы, остались мусульманские молитвы, которыми заканчивался дневник. Не знаю. В том виде, в котором я читал дневник, Афанасий Никитин беспрестанно молится Богу и просит его наставить на путь истинный, простить и помочь вернуться.

У Эрзинджана очень древняя история. Приведу сведения о последних двух веках.

Вот справка об Эрзинджане из Википедии:

  • Имея стратегическое географическое положение, Эрзинджан всегда являлся важной военной базой. В ходе Первой Мировой войны в течение восемнадцати месяцев 1916—1918 годов город был занят русскими войсками. До армянского геноцида в начале XX века большую часть населения составляли армяне.
  • июль 1916 года - взят русскими войсками
  • декабрь 1917 года - В.И. Ленин и И.В. Сталин подписали "Декрет о Турецкой Армении», согласно которому, область Ерзнка (Эрзиджан) признавалась частью независимой Армении. В регион начали возвращаться армянские беженцы.
  • февраль 1918 года - Турция организовала широкое наступление на "Турецкую Армению" и оккупировала регион. Последние остатки армянского населения, бежали в Закавказье.
  • август 1920 года - Лига Наций (предшественник ООН), признает Эрзиджан частью независимой Армении.
  • 1923 год - Лига Наций признала Эрзиджан частью Турецкой республики.

Описания Эрзинджана в своих записках Афанасий Никитин не оставил, поэтому нам пришлось ориентироваться на местности самим. Мы не стали далеко уходить от отеля, тем более что это был центр города.

Вот такой оригинальный чайник.
Вот такой оригинальный чайник.

Эрзинджан, на первый взгляд, ничем особым не отличается от своих собратьев-Турецких городов. Но здесь есть и три крепости, и горячие источники, церкви и мечети, усыпальницы и караван-сарай. Напротив гостиницы располагается городской музей, у входа в который стоят бюсты всех правителей этой земли.

Все правители этой земли собрались вместе.
Все правители этой земли собрались вместе.

На улицах множество чистильщиков обуви, что меня удивило. Видимо, среди местного населения эта работа не считается "грязной" или непочетной. И совсем не грязные мальчишки, как в наших фильмах о дореволюционном времени. А вполне себе представительные мужчины возраста второй половины жизни, сидят и ждут клиентов, неторопливо обсуждая городские новости и поигрывая в шеш-беш. Я не спросил, сколько стоит их услуга, но думаю, что недешево. Аренда земли под небольшую будочку в центре любого города стоит не малых денег.

Чистильщики обуви на улицах турецких городов- привычное зрелище.
Чистильщики обуви на улицах турецких городов- привычное зрелище.

Жалко, что у нас не было времени осмотреть все достопримечательности этого красивого города, поэтому мы, прогулявшись полчаса по его улицам, отправились в неблизкую дорогу.

Карта путешествия. День третий.
Карта путешествия. День третий.

До Гереме нам нужно было проехать 550 км. По идеальным дорогам Турции такое расстояние – это пустяк. Если бы не одно «но»! Наш НАВИГАТОР «НАВИТЕЛ»! До Кайсери все шло нормально. И вот в этом городке на той дороге, по которой мы должны были добраться до Гереме, нерадивые турецкие дорожники затеяли капитальный ремонт. Ну, видимо, не предупредили их о нашем визите по соответствующим каналам. Если бы они знали, то непременно бы (даже сомнений нет) поставили бы указатель: -«Уважаемый гость! Не слушайте свою «Тамару» (Тамара – голос девушки в навигаторе), езжайте прямо, потом направо!» Но «Тамара» упрямо твердила: -«Поверните направо!». И даже после удаления маршрута и попытки проложить новый она, с маниакальной твердостью, посылала нас по дороге, отгороженной десятками знаков и указателей. Турецкие водители объезжали знаки, и по обочине ехали в том направлении, на котором «Тамара» настаивала. Дорога шла мимо множества крупных предприятий, и все работающие там игнорировали знаки и ехали по обочине. Мы решились на такой же шаг. Но через два километра заводы закончились, обочина тоже. Мы оказались в тупике. Пришлось разворачиваться. Выехав на прежнее место, решили прибегнуть к старому способу – «Язык до Киева доведет!».

Про Киев тут, наверняка, никто не знает, а вот про Гереме -знают. Один «маршрутчик» повел нас за собой на нужную дорогу, там остановился и показал, куда нам ехать дальше. Мы снова мчались по автобану, а «Тамара» в истерике твердила «Развернитесь налево!», «Поверните направо!». Пока я ее не отключил. Лилия, понимая напряженность момента, тоже перестала подсказывать, куда мне ехать.

Закат, он и в Турции - закат. Но очень красивый.
Закат, он и в Турции - закат. Но очень красивый.

Закат мы встретили на подъезде к Гереме. «Тамара» была прощена и включена, для того чтобы указать нам путь к отелю.

Но женщина, даже если она посажена в навигатор, такие обиды просто так не прощает. Мне много лет, а такую простую истину не учел. И «Тамара» отыгралась! Когда мы заехали в маленький городок Гёреме, она завела нас в узенькую улочку, где сосредоточены все ресторанчики и кафешки, и приказала повернуть в переулок, на въезде в который красовался «кирпич»! Видимо, у нее созрел четкий план подвести меня под «лишение прав»! Коварная! Я проехал прямо, и между двумя ресторанчиками, где была небольшая стоянка, припарковался. Напрасно мы пытались узнать в местных турагентствах, как нам проехать к отелю. У них был жаркий час «окучивания клиентов»! Пришлось искать самим. Через час поисков мы нашли нужную нам дорогу и подъехали к нашему следующему «дому на две ночи»!

Отель я заказывал с прицелом на обзорность. Он находится в верхней части городка. Недалеко от площадки, с которой утром будут взлетать воздушные шары. А до центра пешком всего 10 минут ходьбы. Разместившись в отеле, мы решили прогуляться по ночному Гереме.

Кафешки, ресторанчики, туристические агентства - это все центр Гереме.
Кафешки, ресторанчики, туристические агентства - это все центр Гереме.

Центр города – это один сплошной ресторан. Их здесь десятки. Китайские, японские, турецкие. Нет только русских. Наших туристов здесь тоже не много. Мы встретили всего несколько человек. В основном китайцы, турки, европейцы. Одна наша соотечественница посоветовала нам посмотреть «подземный город, в котором дают наушники, по которым все рассказывают». Мы, прогулявшись и подышав свежим воздухом, повернули к отелю. И здесь проявились неожиданные способности у Лилии. Гуляя по улочкам, я совершенно не запоминал дороги. А Лилия точно указала, куда идти, где поворачивать и куда заходить! Вот что значит -женская солидарность. Но в отличии от «Тамары» она указала дорогу правильно. Заходя в отель, супруга подвела резюме: - «Не слушай чужих женщин! Слушай свою!». Мы отправились спать. Шары начинают летать с 6 утра.

Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте "лайки", задавайте вопросы и делитесь своими впечатлениями. Отзывы читателей -это эликсир на душу автора. А без них- пишешь в пустоту.