Я оказалась в 15-20% человечества (согласно научным исследованиям) и родилась высокочувствительным человеком. Особенность таких натур в огромной эмпатии (зеркальные нейроны зашкаливают), восприимчивости ко всем нюансам нашего окружения и глубине обработки информации.
Основополагающей характеристикой для нас является склонность наблюдать и размышлять, прежде чем действовать. Мы подробнее обрабатываем всю информацию, в том числе и неосознанно. И следствие всего этого - легко достигающаяся перегрузка нервной системы: когда уделяешь больше внимания всему сразу, просто невозможно не устать раньше окружающих. На таких людей часто навешиваются ярлыки стеснительных, тревожных, заторможенных, интровертов (на самом то деле около 30% ВЧЛ - экстраверты, и я в их числе, а многие интроверты - отнюдь не ВЧЛ). Теперь то я знаю, что миссия высокочувствительных светла и прекрасна! Мы, обладая уникальными способностями восприимчивости и даром предвидения, непременно спасём мир... Но путь становления таких тонко настроенных приёмников может складываться весьма тернисто. Начиная с семьи, в которой бывает, что ВЧЛ оказывается каким-то не таким гадким утенком, и заканчивая стереотипными шаблонами нормальности превалирующего большинства невысокочувствительных людей.
Хорошо, когда привязанность к родителям в детстве надёжная и ребёнок из точки покоя начинает исследовать большой мир и действовать самостоятельно. Бывает и по-другому - с формированием ненадежной привязанности и даже избегающей (если слишком уязвимо полагаться на своего взрослого). У меня пошло по второму, неблагополучному сценарию: мама была слишком непоследовательна в своих реакциях, зашкаливающе эмоциональна, а папа тих и безучастен. Всеми своими высокочувствительными локаторами я была направлена вовне, чтобы предвидеть мамины бури и не дай бог не стать их причиной - быть хорошей, послушной, а ещё лучше незаметной (не в пример своему бармалейскому старшему брату). Я научилась, закусив губу, не жаловаться маме на рассеченную коленку, чтобы не вызывать дополнительный удар на себя. И с детства стала работать на покой и согласие в семье, бесперебойно вентилируя обстановку на предмет возможных сбоев, неурядиц, ссор и пр. В некоторых случаях выступая миротворцом, прикрывая собою папу, в других была хитренькой сестрицей-лисицей, искусно заметающей следы.
Высокочувствительные проницаемые. С этим связан сложный вопрос границ. Границы должны быть проницаемыми, пропускающими то, что нам нужно, и задерживающими то, чего мы не хотим. Я всегда была склонна к слиянию с окружением. Ощущать все-все вокруг и становиться этим всем, теряя свою независимость. В подростковом возрасте я оказалась в отношениях созависимости со своей подругой, во всем следуя за ней, за её позицией и мнением. Потребовалась недюжинная сила, чтобы через несколько лет слияния отделить себя от неё (сейчас, кстати, мы очень тепло общаемся). И потом вопрос границ, ощущения своей самости и отделенности долго оставался открытым. Слишком открытым. Я это тогда формулировала, как мою неумелость регулировать открытие форточек души: могла или запереть все ставни или уж душа нараспашку. Помню, как участвовала в психологическом групповом тренинге и меня переколбашивало от откровенности историй участников. Я почти физически ощущала, что просто не могу это все вместить в себя.
Сейчас я больше знакома с собой. Границы то во многом формируются не бронёй снаружи, а плотностью внутреннего содержания. В моем случае это как собирание паззла своего Я по кусочкам. Тут сгодится все: книги, всевозможные типологии, натальные карты ♋, психотерапия, выстрелившие в самое нутро история, стихотворение, фильм... Наша гештальт-группа бережно поддерживает мои берега, высвечивается вниманием мутные застоявшиеся зоводи, помогает разгребать завалы на пути бегущего свежего потока моей жизни
Я по-прежнему очень восприимчива к происходящему вовне, но могу держаться берегов себя. Не всегда, но уже получается. Формирование границ - это дело практики. Моей безопасной лабораторией стал танцпол freedomDANCE Мне всегда немножко страшно потерять себя, разлететься в пространстве и музыке или безвольно повестись во взаимодействии с партнером. Каждый раз я иду в этот процесс через тело, через ощущение себя физически, своей укорененности и силы. Так ведёт музыкальный цикл от земли к вершинам. Моя поступь становится устойчивее, а танец с кем-то наполняется смыслом и радостью. Я могу идти за партнёром - например, если мне нужна такая поддержка сейчас, а могу танцевать свое, оставаясь на связи, не отгораживаясь стеной. И в какой-то момент уйти из взаимодействия и быть в этом "нет" спокойной и честной.
Высокочувствительные часто впадают в одну из крайностей: слишком оберегая себя от контактов с этим безумным миром или наоборот игнорируя все внутренние сигналы sos, бросая себя на амбразуру эффективной жизни. Нам нужно выходить в свет, регулируя свою социальную активность, перемежая её паузами наедине с собой, с природой. Восстанавливаясь и избегая перегрузок. Но непременно выходить, танцевать свой танец! Мы нужны этому миру такие как есть - хрупкие воины любви, красоты и свободы. Наставники и учёные. Королевские советники, помогающие властителям принимать взвешенные решения, способствующие устойчивому развитию и процветанию.
На основании материалов книги "Сверхчувствительная натура" Элейн Эйрон и моих самонаблюдений.
Если вам понравилось, пролайкайте мне об этом ♡ , пишите комментарии - пообщаемся ✉ и подписывайтесь на канал Ксения Ясна, обещаюсь радовать и впредь ツ