Трудно описать словами те чувства родителей, у которых рождается слепой ребёнок. Мне посчастливилось избежать этих чувств, но я помню как однажды в роддоме у моего малыша проводили аудиотесты и диагностику зрения. Затаив дыхание, я смотрела то на докторов, то на своего орущего малыша, то на непонятные диаграммы на мониторах врачей. Это был мой второй долгожданный малыш (смотрите мою книгу "Цель Б"). Доктора суетились, бегали туда-сюда, мне ничего не говорили, а лишь шептались между собой: "проверь ещё раз".
Я отсчитывала минуты и осознавала, что моего малыша проверяют дольше чем других. Мне стало страшно. Страшно не за себя, страшно за моего долгожданного ребёнка. Потом я услышала: "Мамочка всё в порядке. Видит. Слышит. Следующий". Помню, что я в тот миг обняла своего малыша и боялась дышать, чтобы не спугнуть слова доктора "всё в порядке". И я думаю, что в тот миг, я даже не испытывала и милидоли тех эмоций, которые переживают родители невидящих детей. А потом, спустя 2,5 года, ко мне в руки пришла книга автора Михаэль Брамбринг "Ребёнок с врожденной слепотой" и что-то внутри меня щелкнуло. Да так сильно щёлкнуло, что до половины пятого утра читала книгу на одном дыхании. Я читала книгу и моё знание о мире расширялось, ибо мир слепого ребёнка иной, чем мир зрячих.
Оказывается, к своим 40 годам я даже не догадывалась, что
невидящим детям не известны законы гравитации. Я не догадывалась, что воспитание слепых детей - это совершенно иная сложная задача, чем воспитание обычного ребёнка.
Мне стало стыдно за то, что однажды жаловалась подружкам, как устала от проступков своих детей. Мне захотелось познать секреты развития коммуникаций детей с миром. Любых детей со реальным взрослым миром. Так я начала изучать тифлопедагогику. И с первых страниц литературы по этой теме я сделала для себя уже первые уроки жизни, которым учат дети с врожденной слепотой.
Открытие 1 Чтоб понимать музыку и слышать дыхание жизни, достаточно просто закрыть глаза и слушать.
Открытие 2 Чтоб ценить жизнь такой какая она есть, достаточно провести один день с закрытыми глазами.
Открытие 3 Современная система образования не учит детей не бояться "других" детей и "других" людей. А учит лишь тому, что "особенные" дети - это "больные дети". А ведь можно ведь взять в школе и провести один урок с закрытыми глазами. Например, урок рисования. Надо дать детям почувствовать иные миры жизни и не бояться их.
Открытие 4 Есть специальные игровые упражнения, цель которых улучшить условия развития невидящих детей. Например, игры на коленях или на фитболе, а также шумным играм.
Открытие 5 У слепого ребёнка очень важно развивать подвижность. В результате слепоты у них нет стимула к изменению положения своего тела и к перемещению в пространстве. Но делать это надо только через удовольствия ребёнка, так как дети учатся благодаря получаемому удовольствию, а не по принуждению.
Открытие 6 С невидящим ребёнком нужно постоянно поддерживать речевой контакт, чтобы он не был как бы "в пустоте".
Открытие 7 Слепым детям надо объяснять, всё что они могут услышать, понюхать или потрогать. Им надо давать трогать всё, что можно потрогать дома, вплоть до стирального порошка или зубной пасты.
Открытие 8 К нормальным детям надо относиться, как к нормальным детям и в то же время учитывать их особенную ситуацию.
Открытие 9 Нужно постоянно следить, чтобы невидящие дети не воспринимали игрушку, как отождествление реального объекта в жизни. Например резиновая уточка пикает, а реальная крякает. Поэтому рекомендуется сразу говорить это "уточка-пищалка", а это "настоящая уточка".
Открытие 10 Нужно четко регламентировать распорядок режима бодрствования и сна. Некоторым детям педиатры даже выписывают специальные снотворные.
Открытие 11 Нужно четко регламентировать распорядок режима бодрствования и сна. Поощрять любопытство к жизни. Ежедневно строить новые маршруты передвижений по дому.
Открытие 12 В Германии есть специальные садики и школы для невидящих детей. Интересно, а есть ли они в России?
Вот такие открытия я для себя сделала, когда решила изучить секреты развития речи у невидящих детей. Цените то, что вы видите эти строки. Будьте здоровы!
...
p.s. Сейчас вы прочитали статью из блога "Лайфхаки неЛогопеда".
Есть вопросы? Задавайте в комментариях. Отвечу, когда в следующий раз загляну в дзен. Или пишите мне в соц.сети вконтакте или инстаграм. Мой аккаунт там @krasna_devica. Отвечаю лично всем сама. Без чат-ботов.
© Яна Терентьева