Пролог.
То, что киношедевры создают гениальные режиссёры, а обыкновенные фильмы создают режиссёры обыкновенные, это естественно. Но, бывают и исключения. Бывает так, что шедевр вдруг получается у самого обыкновенного режиссёра. Вот таким вот обыкновенным (необыкновенным) режиссёром и был Александр Серый, создавший киношедевр, трагикомедию «Джентельмены удачи». Как такое могло случиться? Точно не знает ни кто. Не знал этого наверняка и сам создатель. Известно лишь, что путь к успеху проходил у Александра Серого через тернии, да ещё какие!
Начало пути.
Родился Александр Серый в 1927 году в семье поселковой интеллигенции. Отец агроном, мать биолог. Повзрослев, Александр отправился «покорять Москву», где поучившись в Московском Энергетическом Институте, закончив Московский Авиационный Институт и поработав по специальности на должностях инженера, начальника лаборатории в МАИ, старшего инженера Московского радиоцентра, понял, что это не его дорога.
Резкий поворот.
Будучи человеком решительным от природы, Александр Иванович поступает на Высшие режиссёрские курсы при киностудии «Мосфильм», которые и заканчивает в 1958 году, получив специальность "ассистент режиссёра", а затем и "режиссёр" киностудии «Мосфильм». Вроде бы , вот она, победа в погоне за удачей, вот она, жар-птица в руках. Впереди творческая жизнь, возможно успех, слава. Надо только всегда быть решительным и не сдаваться. Но…жизнь сложная штука. И вышло так, что природная решительность Александра Ивановича вдруг сыграла с ним злую шутку.
Роковая любовь.
Вот ведь, совсем безобидная штука, классический любовный треугольник. Режиссёр Саша любит Марину. Марина любит режиссёра Сашу, и ещё немножко архитектора. Саша знаком с архитектором, приходит к нему в гости и застаёт там Марину. Вызывает архитектора на мужской разговор. Разговор перерастает в драку.
Кто нам скажет, где она проходит, эта невидимая грань между великим и смешным, между смелостью и безумием, между решительностью и несдержанностью? Ни кто не скажет. И я не скажу.
Как получилось, что Александр Иванович применил в качестве аргумента молоток, которым стукнул своего соперника по голове? Об этом история умалчивает. Можно лишь предположить, что Саша оказался физически слабее, и у него не было других способов «достучаться» до оппонента. Как бы там ни было, но этот непродуманный, несдержанный поступок Александра Серого стоил им обоим очень дорого. Архитектор чуть было не умер. Врачи с трудом откачали его, но он навсегда остался инвалидом.
А Александр получил 8 лет тюрьмы, из которых, правда, отсидел только 4 и вышел на свободу. Но и 4 года, проведённые рядом с закоренелыми уголовниками, рецидивистами и извращенцами, это для интеллигентного человека, выросшего в интеллигентной семье, было наказанием очень серьёзным. Впечатлений он набрался, на всю оставшуюся жизнь. Так что его внутренний мир ни когда больше не был прежним.
Продолжение соперничества.
Однако, на этом «вендетта» Александра Серого с архитектором не закончилась. Вскоре, после освобождения Александра, она получила продолжение. Однажды на пороге Александра Ивановича возник незнакомец. Он молча достал гарпун, молча выстрелил Александру в лицо, и молча исчез. Родственники и знакомые сходятся в том, что это был тот самый архитектор. Александру, «на память» от визита незнакомца, остался шрамом на щеке.
Но на своей Марине Саша всё-таки женился в 1960-м году.
Первые творческие шаги.
Освободившись после 4-х лет заключения, Александр Серый смог, наконец то, заняться творчеством. Тюремное прошлое Александра придавало его положению в должности кинорежиссёра некоторую пикантность. Негласно, как бывший уголовник, он считался не совсем благонадёжным. Первые свои 2 фильма Александр Серый снял не самостоятельно. В 1963 году фильм «Выстрел в тумане» был снят совместно с А.А. Бобровским,
а в 1965 году фильм «Иностранка» детская комедия, совместно с К. И. Жуком.
Оба фильма получились добротными, но не более того. Успехом это назвать было нельзя. Провалом тоже.
Воспоминания прошлого не оставляют.
Видимо всё это время, после освобождения, в душе Александра Серого сидели его бывшие сокамерники соседи по нарам: паханы и пацаны, воры и убийцы, законченные уголовники-рецидивисты и наивные шестёрки-недотёпы, патологические идиоты, ставшие преступниками по глупости, законченные мерзавцы и опустившиеся извращенцы, утратившие человеческий облик. Вся эта пёстрая, разношёрстная человеческая масса, словно упыри из Гоголевского Вия, что крутились вокруг философа Хомы Брута, пока тот отпевал панночку в ночной церкви, возникала в памяти режиссёра в самые неподходящие моменты и не давала режиссёру спокойно жить.
Надо было как то избавиться от этого наваждения. Лучший способ для этого, лучшее лекарство от привязавшихся кошмаров, конечно же юмор. Требовалось как следует высмеять эту «братию». Как следует поиздеваться над ней. Ставшее смешным перестаёт быть кошмарным.
Работа над фильмом «Джентльмены удачи» была духовной потребностью.
Тут как раз Александру Серому попался под руку сценарий В.И.Ежова на уголовную тему. Александр Серый, совместно со своим другом Г.Н. Данелией и писателем В.С. Токаревой перерабатывают всё, меняя сюжет на 100%. В созданные им образы Серый вкладывает всё своё отвращение, всю свою ненависть к этому преступному «сословию», скопившиеся в нём за 4 года пребывания среди них, в качестве одного из них.
Образы получились безупречные. Они были одновременно и карикатурные, и очень правдивые, узнаваемые. И жалкие, беспомощные, и жуткие, трагические. В них были и художественное мастерство и правда жизни.
По всему было видно, что фильм тянет на шедевр. Фильм пошёл с триумфом по всему Союзу. Всюду был не просто аншлаг. Билеты раскупались мгновенно. Их практически невозможно было достать. И это при-том, что фильму дали огромный тираж. Залы кинотеатров сотрясались от громогласного, непрекращающегося хохота. Зрители тут же растащили на афоризмы все диалоги персонажей. С тех пор слова, выражения и фразы из этого фильма стали народным фольклором.
Так, на ура, как прошёл этот фильм, у нас проходили только фильмы Леонида Гайдая. Но Гайдай был признанным мастером комедии. Неформальным королём этого жанра. Другие мастера в Союзе, от Гайдая явно отставали. Ни Эльдар Рязанов, ни тот же Данелия, ни ещё кто нибудь не могли и думать равняться с «королём жанра». А тут новичок, и даже не комедийный режиссёр, вдруг добился такого успеха. Это было похоже на чудо. Но чуда не было. Просто так сошлись обстоятельства. Просто тут было много личного.
Попытка повторить успех.
В дальнейшем Александр Серый пытался закрепить свой успех в жанре комедии. В 1976 году он поставил фильм «Ты мне, я тебе»,
а в 1982 «Берегите мужчин».
И опять, как в начале карьеры: успехом это назвать было нельзя, провалом тоже. Чего то этим фильмам не хватало.
Конец пути.
Ещё при работе над «Джентльменами удачи» у Александра Серого был диагностирован рак крови. Положение было серьёзным. Серый даже не смог присутствовать на презентации своего шедевра из-за того, что лежал в больнице. Потом он ещё долго боролся со своей болезнью. Но, Болезнь прогрессировала, ему становилось всё хуже, и 16 октября 1987 года, за несколько дней до своего 60-летия, он застрелился.
Единственная дочь Александра Серого от единственного брака Ольга (12 декабря 1961 — 6 сентября 2015), погибла во время пожара в собственной квартире, незадолго до трагедии перенеся инсульт.
Остались 2 внучки: внучка Варвара 15 августа 1983 года, и внучка Вера 12 марта 1998 года.
Эпилог.
Жизнь закончилась. Но шедевр остался. Существует утверждение: «Настоящий художник должен страдать». Возможно, это тот самый случай.
А как Вы думаете, получился бы у Александра Серого такой шедевр из комедии об уголовниках, не проведи он до этого 4 года в заключении?