Найти в Дзене

Альтернативная история: что, если бы Александр Македонский прожил дольше?

Александр Македонский создал одну из самых обширных империй, когда-либо существовавших в мире — только для того, чтобы она рухнула после его ранней смерти в возрасте 32 лет. Но если бы он выжил, продолжил бы он завоевывать? Мог ли Александр Македонский сформировать еще большую империю или завоевать еще более впечатляющую репутацию? Немногие правители за всю историю, если таковые вообще есть, могут сравниться с Александром Македонским с точки зрения его военного ума, руководства воинами и кампании завоеваний. Царь Македонский построил империю, протянувшуюся от Греции и Египта до Индийского субконтинента, и навсегда изменил древний мир, открыв новую эллинистическую эпоху греческой культуры и влияния. И все это к моменту его смерти в возрасте всего 32 лет, что заставляет задуматься: что мог бы сделать Александр, если бы он продолжал идти или прожил дольше?
Александр добрался до Пенджаба (современный Пакистан и северо-западная Индия) менее чем за десять лет после начала зверски успешно
Оглавление
https://pixabay.com/get/55e7dd414252b108f5d08460c62e357e113cdee74e5074417d2f73d49e4bc7_1280.jpg
https://pixabay.com/get/55e7dd414252b108f5d08460c62e357e113cdee74e5074417d2f73d49e4bc7_1280.jpg

Александр Македонский создал одну из самых обширных империй, когда-либо существовавших в мире — только для того, чтобы она рухнула после его ранней смерти в возрасте 32 лет.

Но если бы он выжил, продолжил бы он завоевывать? Мог ли Александр Македонский сформировать еще большую империю или завоевать еще более впечатляющую репутацию?

Немногие правители за всю историю, если таковые вообще есть, могут сравниться с Александром Македонским с точки зрения его военного ума, руководства воинами и кампании завоеваний. Царь Македонский построил империю, протянувшуюся от Греции и Египта до Индийского субконтинента, и навсегда изменил древний мир, открыв новую эллинистическую эпоху греческой культуры и влияния. И все это к моменту его смерти в возрасте всего 32 лет, что заставляет задуматься: что мог бы сделать Александр, если бы он продолжал идти или прожил дольше?


Александр добрался до Пенджаба (современный Пакистан и северо-западная Индия) менее чем за десять лет после начала зверски успешного вторжения в Персидскую империю в 334 году до нашей эры. Там его армия, не испытавшая ни одного поражения, прошла суровое испытание против хорошо вооруженных людей и военных слонов царя Поруса из индийского царства Паурава. Они выиграли битву при Гидаспах ценой - в том числе и личной — для Александра, так как он потерял любимого коня, Буцефала, но он решил идти дальше.


"У Александра сложилось впечатление, что он находился в пределах поразительного расстояния от "Океана", великой реки, которую воображали окруженной "ойкуменой", или обитаемого космоса", - говорит Пол Картлдж, почетный профессор греческой культуры A G Leventis в Кембриджском университете. "Его учитель в детстве, Аристотель, не смог рассказать ему о Китае, так как не знал самого себя".


Если бы Александр продвинулся на восток, он бы столкнулся с китайцами в их "Периоде Воюющих Государств" и так быстро встретил могущественное государство Цинь, которое столетие спустя объединило бы весь Китай. Тем не менее, маловероятно, что он все равно добрался бы до Китая. После многих лет походов в неизвестных землях вдали от дома, его люди отказались идти дальше.

"Александр перепробовал все: угрозы, позор, обещания, притворство или настоящую болезнь. Если даже эта комбинация, зависящая от его ауры, не сделала фокуса, очевидно, что не должно было произойти", - говорит Картлдж. "Но он, кажется, взял реванш: у него не было необходимости возвращаться в Персию через современный Белуджистан вдоль Персидского залива, где боевые действия и болезни вызвали ненужную смерть тысяч своих солдат".


Когда умер Александр Македонский и сколько ему было лет?


Александр вернулся в Вавилон, где умер в 323 году до н.э. в возрасте 32 лет. Если бы он жил, то почти наверняка взялся бы за обеспечение своих завоеваний, готовясь к очередному вторжению, на этот раз в Аравию. "Он не был величайшим в мире правителем, а скорее лучшим завоевателем", - говорит Картлдж, но создание его империи полностью зависело от эффективного управления, так как добавление новых территорий растягивало бы его ресурсы и армии, слишком тонкие, чтобы контролировать их.


Александр, похоже, предпочитал, чтобы элиты из захваченных регионов, в отличие от македонцев или других греков, выступали в качестве сатрапов (провинциальных губернаторов или вице-королей) и главных военных офицеров.

"Он видел мудрость в передаче некоторых местных органов власти. Сразу же после битвы при Гидаспе, Александр вернулся к победе над Порусом на своей собственной территории, и действительно добавил еще больше", - говорит Картлдж, что означало сохранение сильного присутствия в регионе через доверенное лицо.


В то время как это облегчило бы повседневный контроль над империей Александра, включение иностранцев в его административные и военные структуры вызвало большое недовольство среди македонцев. Александр склонялся к безжалостным наказаниям, чтобы навязать свою волю.
"Однако плохое обращение с приятелем детства Харпалом, которого он сначала назначил казначеем всей империи, затем уволил, затем повторно назначил, а затем с массой царских сокровищ сбежал в Грецию, наводит на мысль, что Александр не был бы выше губительного кумовства".

https://pixabay.com/get/57e6d644495baa14f6da8c7dda29317c153bdde5514c704c7d277bdc964ec15f_1280.jp
https://pixabay.com/get/57e6d644495baa14f6da8c7dda29317c153bdde5514c704c7d277bdc964ec15f_1280.jp

Ты знал?
В то время как его армия пронеслась по Египту, Персии и дальше на восток, Александр отпраздновал открытие 70 городов, более десятка из которых он назвал в честь себя. Он даже назвал один Буцефала - в честь своей лошади.


С его империей, управляемой назначаемыми и клиентскими царствами, Александр смог бы сосредоточиться на расширении. Его желание устремиться глубже на восток, возможно, было подавлено, но для его амбиций было гораздо больше целей. После Аравии он мог бы повернуть на запад. "Не в Рим", утверждает Картлдж. "До 265 года до н.э. Рим все еще пытался овладеть собственным задним двором, и даже тогда римляне не получали всю Италию под своим носом до первого века до нашей эры".
Более заманчивым предложением для Александра был бы Карфаген, на северном побережье Африки. Афиняне уже думали о том, чтобы взять их на вооружение в конце 5 века до н.э., а Дионисию I из Сиракуз удалось изгнать карфагенян с Сицилии. Александру вполне могли понравиться его шансы.


Когда его аппетит к завоеванию был насыщен, если бы это вообще было возможно, вопрос о преемственности имел бы первостепенное значение.

Могла ли империя выжить без покровительства Александра?


Картлдж не уверен:
"Я думаю, что империя была бы разрушена или завоевана, независимо от того, как долго жил Александр. Но если бы он прожил достаточно долго, чтобы было понятно, кто станет его преемником, и подготовил бы этого человека к наследию, то Александр предвосхитил бы практически мгновенную посмертную вспышку войн своих последователей".