Чтобы настроиться на слушание звуков, поиграйте в следующую игру. Малыш закрывает глаза и пытается угадать, какой звук Вы издаёте, что именно или какой предмет так может звучать. Например, Вы стучите карандашом по столу, или перелистываете страницы, постучите в игрушечный бубен или хлопните в ладоши. Ребёнок будет рад с закрытыми глазами угадывать все звуки. После того, как ребёнок откроет глаза, спросите, как же он смог правильно определить звук? Что ему помогло? "Уши!" - ответит ребёнок. Пусть снова закроет глаза, а Вы напойте песенку или прочитайте стихотворение. Спросите ребёнка:"Что сейчас происходило? Что ты слышал?" Ребёнок: "Стихи!" Взрослый: "Да, я читала стихи. Произносила слова. Ты слышал звуки речи"
Игра "Ловим звук"
Дошкольнику важно научиться определять, есть ли в данных ему словах какой-то конкретный звук.
Взрослый: В стране Волшебных звуков все жители-звуки невидимые. Ведь мы звуки только слышим и можем произнести. А увидеть - никак не получится! Но звуки очень любят играть в разные игры. Давай поиграем со звуком "с". Я буду называть слово, а ты хлопни в ладоши, поймай звук, если, конечно, звук "с" будет в этом слове.
И взрослый называет слова, стараясь голосом выделить нужный звук: ссснег, лёд, оссстров, носсс, ухо и т.д.
Также важно, чтобы ребёнок не путал, различал твёрдый звук [ с ] и мягкий [ с`]. Например, на слове "Сеня" хлопать не надо, так как там мягкий звук [ с`] , а мы ловим твердый [ с ] .
Дети очень любят рассматривать сюжетные картинки. Сейчас много красочных книг и пособий. Откройте заинтересовавшую ребёнка страничку и поиграйте в игру "Кто больше" назовёт слов, в которых спрятался какой-либо звук.
Поиграйте в "День рождения игрушки". Пусть к любимой кукле или роботу придут гости и принесут подарки. Ребёнок должен выбрать только те, в которых есть звук [ ш ] : мишка, матрёшка, шарик и т.д.
Вариантов игр и сюжетов огромное количество. Можно рассказать ребёнку сказку про одинокий звук (выбирайте любой). Этот звук грустил, а потом встретил Волшебника (Фею, рыцаря, Золотую рыбку...) Звук рассказал, что очень одинок и не знает, где его семья. Волшебник посоветовал звуку идти к словам. Ведь они состоят из звуков. Там, где есть такой же звук - там и его друзья. Предложите ребёнку несколько картинок, где есть заданный звук и несколько картинок без этого звука. Пусть малыш сам определит с какими словами подружится звук-герой.
Спасибо за прочтение статьи!