В последнее время, раннее развития стало достаточно популярным среди родителей, именно поэтому очень важно знать особенности развития речи ребенка. Это важно не только для того, чтобы вовремя и как следует помочь ребенку заговорить, но и иногда не вмешиваться в процесс развития, тем самым мешая ребенку самостоятельно усваивать те или иные навыки.
Для начала нам стоит определить, какой период развития речи проходит ребенок на данном возрастном этапе.
Очень часто родители, слушая советы окружающих родственников и знакомых, начинают подозревать своего ребенка в каких-либо нарушениях. Мы часто слышим: "А вот, мой Ваня в 3 года, уже говорил предложениями и читал по слогам", и тому подобные фразы. И тогда в голове юной мамы, начинает бушевать страшная картина будущего... Но не стоит паниковать! Итак, если вашему малышу 3 года и он не говорит, давайте разберемся норма ли это?
Нормы развития ребенка к 3 годам
1. Ребенок умеет выполнять простые указания и просьбы, предполагающие два-три действия (Возьми мяч, и положи в корзину.)
2. Ребенок умеет рисовать, строить, составлять разрезные картины (пазлы), кубики с картинками.
3. Ребенок понимает обращенную речь, может повторить начало, или окончание слова, предложения. Умеет составлять фразы.
4. Ребенок знает части тела, части лица.
5. Ребенок проявляет самостоятельность во всех вопросах, хочет сам одеваться, кушать, активно проявляется кризис трех лет: ребенок капризен, на запреты реагирует истериками;
Это некоторые из навыков, которыми владеют дети к трем годам. Однако, не бывает такого, что все дети одинаково развиваются во всех сферах. Поэтому, каждый ребенок индивидуален и имеет свой собственный путь развития. Задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку освоить навыки, а не принимать экзамен по написанным параметрам, и уж тем более не ставит оценки за плохо выполненный план. Так что, если ваш малыш не умеет чего-либо делать, вам просто нужно ему помочь, объяснить, поиграть вместе с ним.
Для развития речи очень полезными являются следующую игры:
1. Пальчиковая гимнастика/развитие мелкой моторики ( Массаж, пальчиковая гимнастика, игры с крупой или бусинами тренируют пальчики, а значит речевые центры, то есть способствуют развитию речи. Очень хорошо помогают совершенствовать речь пальчиковые игры. Повторение ритмичных движений в сочетании с простым текстом поможет ребенку научиться повторять слова и получать от этого удовольствие. Причем начать можно с совсем простых игр, прятать «делать дождик» всеми пальчиками по маминой ладошке, приговаривая «кап-кап-кап» или «сыпать» зернышки курочке)
2. Мотивация к общению/диалог. ( Для того, чтобы возникла потребность что-либо сообщить миру, нужно, чтобы возникали ситуации, когда использовать уместно только слова. Нужно постоянно приглашать ребенка к диалогу, подчеркивая его успехи: «Как ты красиво сказал, хорошо попросил, так я сразу поняла, что тебе нужно». Можно поиграть в дрессировку игрушечного щенка, отдавая ему команды или в отправку автобуса, который едет только, если ему сказать «Поехали!».)
3. Расширение словарного запаса. (Для того, чтобы ребенок знал больше слов, можно поиграть с карточками, на которых изображены животные, транспорт, одежда, мебель. Необходимо называть предметы четко, а также можно называть их звучание: курочка - ко-ко-ко, где курочка? как говорит курочка?)