Не так давно писал я про глобализацию. Про то, что мы не замечали, когда мир стал единой связной системой - и обнаружили это только когда пандемия коронавируса распространилась практически на все страны мира. В отличие от предыдущих эпидемий девяностых и нулевых годов, которые охватывали значительно меньшее количество стран.
Но, надо признать, еще чуть раньше миграционный кризис 2015 года должен был заставить нас об этом задуматься - но не заставил. Плавность, постепенность перемен скрыла их от нашего внимания.
* * *
Так вот, сейчас - мне кажется - мы снова кое-что не замечаем.
Начну издалека :) Еще в 70-ые годы философы-футурологи - да и простые статистики - заметили, что среднее количество рабочих часов (в год) во всех странах мира постепенно уменьшается. В общем-то, понятная тенденция: растет производительность труда, и ту работу, которую раньше выполняли двое - с какого-то момента может выполнить один. Другой либо пополняет список биржи труда, либо... Либо у обоих уменьшается рабочее время. Ну и, заодно, им предлагают какие-то дополнительные функции на работе... ну, скажем, протереть пол после смены :)
В общем, тенденция это - общемировая; все тогдашние рассуждения коммунистических теоретиков о "растущей эксплуатации в капиталистическом мире" разбивались жестокой статистикой: капиталисту оказывалось куда выгоднее поставить автоматизированный станок вместо шести обычных, и... Ну да, "норма прибыли" у капиталиста возрастала. Вот только "эксплуатировал" он при этом не шесть рабочих, а одного. Плюс инженера-наладчика, одного на весь завод. А помимо прочего, это самое "усиление эксплуатации" выражалось в сокращении длительности рабочих смен и увеличении количества выходных дней, просто потому, что злобный капиталист не мог загрузить работой своих рабочих на все 100% - не было рынка сбыта для такого количества продукции.
Растущая производительность - не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве, и в добывающих отраслях, и на транспорте... - потихоньку уменьшала количество людей, занятых в реальных секторах экономики, и заставляла их искать себе рабочее место на "фиктивных" позициях - вроде социальных работников в западных странах, - или на государственной службе - где стремительно росло число рабочих мест, - или в сфере обслуживания - которая потихоньку разрослась до половины всей экономики.
Ну а футурологи - они же умные, так? - начали говорить о дивном новом мире, в котором у большинства населения не будет работы, о том, что жить все станут на "минимальный гарантированный доход", предоставляемый государством, а те немногие, кто смогут получить профессию, и - что существеннее - рабочее место, будут считать себя элитой, счастливчиками, и вообще крутыми перцами.
Кстати, эта идея - работа как привилегия - посещала и советских футурологов... ну то есть фантастов. Всяких там Ефремовых - Казанцевых - Стругацких. Ну это так, к слову пришлось. У нас-то профессиональные философы такими глупостями, как прогнозы на основе имеющихся тенденций, не занимались: они все больше продвигали вперед "теорию построения коммунистической общественной формации". Научный коммунизм - это что-то типа теологии, если кто не знает. Или забыл.
Были и кое-какие интересные действия властей. К примеру, в Норвегии - в восьмидесятые, когда нефть с газом вовсю качать начали - законодательно ограничивали длительность рабочей недели 24 (или даже 20?) часами. Чтобы трудоголики не отбирали работу у остальных! а если человек хочет работать больше, то это можно - но получать деньги за эти "переработанные" часы он не имеет права.
Там же, в Норвегии, впервые прозвучала идея о гарантированном государством минимальном доходе (его еще называют "безусловный базовый доход"). Норвежские парламентарии, все-таки, эту идею не поддержали, и она перекочевала в Финляндию, и, не прижившись там, все-таки нашла себе местечко - в Нидерландах (правда, не на общенациональном уровне).
В общем, рынок труда как-то все больше превращается из рынка предложения труда в рынок спроса на труд.
* * *
Вот "заперли" нас с вами на "самоизоляции".
И вдруг выяснилось: огромное количество народа вполне может не ходить на работу. Кто, скажем откровенно, необходим? продавцы в продуктовых магазинах, работники транспорта, полиция. Сотрудники, обеспечивающие инфраструктуру - связь, электричество, вода/отопление.
И - всё!
Ну, еще некоторые заводы/шахты/скважины, которые производят экспортную продукцию, с выручки которых мы с вами все и живем.
Ну и хлеборобы-землепашцы.
А вся остальная масса, все эти чиновники, учителя, работники общепита и туристических агентств - совершенно безболезненно могут оставаться дома, получая от государства пособие "на жизнь".
И, замечу, тут в ближайшей "Пятерочке" поставили терминалы самообслуживания. Так, получается, и кассиры в магазинах тоже очень скоро будут не нужны...
* * *
Будущее - оно всегда приходит неожиданно и незаметно. Вот, похоже, и в этом вопросе сбылись прогнозы футурологов. Вместе с мечтой идиота - скоро вполне можно будет всю жизнь не работать, и только с тоской говорить: "А, это Анастасия. Она после школы пошла в (название ВУЗа), и теперь у неё есть настоящая работа! Не то, что у нас, эти приработки на удаленке раз в месяц-полтора... Так и сидим на государственном пособии."