Найти тему
Альпака-читака

Разбитые мечты книголюба или чем еще занимаются продавцы в книжном

Оглавление

Продолжаю рассказывать, почему на самом деле книжные продавцы не читают во время работы. В течение дня я общаюсь с посетителями, убираю за ними книги по местам, проверяю и меняю ценники, оформляю акции и выставляю новый товар. Внизу дам ссылку на статьи, где об этих процессах написала в подробностях 👇

Но этим мои задачи не ограничиваются. Сегодня речь пойдет о множестве других мелких поручений, которые совсем не оставляют времени на разглядывание книг.

А в моем магазине даже кресел нет, только пара табуреточек. Фото Kelly Sikkema с сайта unsplash.com
А в моем магазине даже кресел нет, только пара табуреточек. Фото Kelly Sikkema с сайта unsplash.com

Списание

Пару раз в неделю я получаю из головного офиса списки товара для отправки на склад. Книги уезжают из магазина по нескольким причинам:

  • плохо продаются здесь, но хорошо продастся в другом месте;
  • плохо продаются везде и возвращаются поставщику;
  • везде продались хорошо, а этот последний экземпляр просит покупатель из другого магазина;
  • допустили брак при производстве, так что вообще не должны продаваться.

И есть еще сезонные издания, такие как учебники и печатные тетради, тесты ОГЭ/ЕГЭ, ПДД, редакции кодексов, календари, датированные ежедневники и другие. Эти вещи обновляются не по разу в год, и когда поступает новая редакция, нераспроданная старая спустя время просто утилизируется. Обычно мы сдаем это дело в макулатуру, чтобы не занимать место в машине с другими списаниями и не платить лишнее за перевозку.

Так, бывает, выглядит магазин, когда подсобка забита списаниями и поставками. Фото Andrew Petrischev с сайта unsplash.com
Так, бывает, выглядит магазин, когда подсобка забита списаниями и поставками. Фото Andrew Petrischev с сайта unsplash.com
Часто люди считают, что в каждом магазине есть собственный склад. На самом деле подсобные помещения занимают очень мало места – площадь магазина всегда по-максимуму забивается торговыми зонами. В подсобке обычно негде развернуться, а коробки с товаром оккупируют проходы в зале.

Мой магазин получает списки на 300-600 позиций в неделю. А каждая позиция имеет 1-10 экземпляров, так что я могу собирать эти 3-10 коробок целыми днями.

Найти необходимо все, вплоть до мини-раскрасочки за 20 рублей. Очень быстро глаз "замыливается", и я легко могу пропустить книгу в центре стеллажа. Поэтому, если я что-то не нашла, администратор выходит на охоту за пропажей сама.

То же самое часто случается, когда мы с клиентом ищем книгу минут по 10. А она, словно в насмешку, стоит прямо перед нами. Поэтому я часто говорю покупателям, чтобы не стеснялись спрашивать, если что-то не нашли сами. И когда человек подходит со словами "Я все обыскал и не нашел", первым делом надо самому посмотреть на том же стеллаже. В большинстве случаев книга на месте. В нашем деле верить никому нельзя :)

После того, как все из списка собрано, администратор сканирует каждый экземпляр, чтобы составить накладную, и эти книги поедут на склад.

Типографский брак

К сожалению, не редкость. Я или покупатели в моем магазине можем найти книги с неправильно приклеенной обложкой, кривым срезом, пропущенными и перепутанными страницами, текстом из другой книги, ошибками на обложке и прочим. Брак бывает совсем мелким и незаметным сразу при приеме книг на продажу. Но может испортить впечатление от покупки и чтения. В этом случае покупатель вправе вернуть книгу в магазин.

Я сообщаю о находке директору. Директор сообщает товароведу. Затем из офиса во все магазины приходит распоряжение о проверке всех экземпляров в наличии. Бракованные книги изымаются из продажи.

Не каждый брак удается выловить при приемке. Фото Patrick Tomasso с сайта unsplash.com
Не каждый брак удается выловить при приемке. Фото Patrick Tomasso с сайта unsplash.com

Локальный пересчет

Большая ревизия проводится раз в 3 месяца или раз в 3 года. В разных магазинах по-разному. Но бывает потребность посчитать отдельно, например, популярные позиции. Или чтобы исправить ошибку при приемке/списании и поправить остатки в базе. Для этого проводится локальная инвентаризация всего из нескольких наименований. В таком случае мне нужно собрать с продажи все-все экземпляры, чтобы директор сформировал отчет и сфотографировал фактический остаток.

Ревизия

Еще раз – слава богу! – проводится нечасто. Перед ревизией магазин максимально приводится в порядок. Проверяются все ценники и весь товар вытаскивается из закромов на правильное место.

Сейчас редко какой магазин позволяет себе закрыться на учет. Ревизии проводятся в ночь: сгоняются товароведы, ревизоры и все сотрудники магазина с выходного. За ночь нужно ручными терминалами просканировать каждую тетрадочку, каждый ластик, выгрузить в базу, отдельно выгрузить разногласия, найти все недостающее над, под и между стеллажами, загрустить о потерянной премии, сформировать отчет и прибраться до открытия.

Пересчитать нужно все. Фото Susan Yin с сайта unsplash.com
Пересчитать нужно все. Фото Susan Yin с сайта unsplash.com

Автографы

В больших сетях все процессы держатся на четких инструкциях, чтобы все знали, как действовать в разных ситуациях. Инструкции постоянно меняются. Бывает, уходит по полчаса рабочего времени только на подписи инструктажа каждым сотрудником.

Ремонт

Помимо книг и чистоты я слежу за состоянием торгового оборудования. Когда ломаются полки, заменяю их на запасные. Когда отрываются указатели, прикручиваю их шурупами или приклеиваю монтажным скотчем. Скотч, кстати, так просто не клеится. Я грею его зажигалкой. Когда администратор захлопывает кабинет с ключами внутри, открываю его ножом и вилкой. Покупателей это обычно веселит.

Каждый день случаются мелкие неприятности. В штате нет разнорабочего, а составлять заявки, потом ждать на них ответа слишком долго. Поэтому мы сами выкручиваемся, как можем, чтобы ничего не мешало работе.

Тяжелые книги иногда ломают полки. Например, детские энциклопедии или в отделе искусства. Фото Mohamad Zaheri с сайта unsplash.com
Тяжелые книги иногда ломают полки. Например, детские энциклопедии или в отделе искусства. Фото Mohamad Zaheri с сайта unsplash.com

Срочная уборка

Разбитые сувениры, грязь с улицы, залитые напитками книги и стеллажи, разводы грязи и следы скотча на стеллажах и подставках. Уборщицы тоже нет в штате, она приходит раз в день мыть полы. А в мелких магазинах вообще не приходит.

Оперативная работа

Порядок в зале касается не только вещей. Ежедневно я сама вычисляю и усмиряю дебоширов, воров, потребительских террористов и людей, не делающих ничего опасного, но требующих повышенного внимания. Подробно я рассказывала об этом в прошлых статьях, ссылка будет внизу 👇

Перечисленная работа делается в перерыве между общением с покупателями. И все надо успевать в рабочее время. Сверхурочные оплачиваются лишь в совсем исключительных случаях. Например, когда кто-то уволился и его занятия делятся на оставшихся.

Так что работа в книжном магазине – это не только полистать книжки и поболтать с клиентами, как в кружке по интересам. Это, в первую очередь, организация такого кружка. И она не оставляет времени на чтение.

А вы когда-нибудь хотели поработать среди книг?

Как обещала, предыдущие истории:

С чего начинается рабочий день продавца книг.

Рассказ о неадекватных и опасных людях в магазине.