Согласно экспертным оценкам, в 2019 году зафиксирован пик военных расходов в мире. В 2019 году мировые военные расходы составили 2,2% мирового валового внутреннего продукта (ВВП), или 249 долларов на человека.
По сообщению Стокгольмского международного института исследования проблем мира (СИПРИ), мировые военные расходы в 2019 году выросли до 1,9 трлн долларов США (здесь и далее — в постоянных ценах 2018 года). Расходы на оборону в глобальном масштабе увеличились на 3,6% по сравнению с 2018 годом (наибольший годовой прирост с 2010 года) и на 7,2% — по сравнению с 2010 годом (самый высокий уровень расходов со времен мирового финансового кризиса 2008 года, и, вероятно, представляет собой пик военных расходов).
СИПРИ — международный аналитический центр, занимающийся исследованиями конфликтов, гонки вооружений и контроля над вооружениями. Его данные считаются наиболее квалифицированными и взвешенными и используются как в экспертном сообществе, так и на правительственному уровне, в т.ч. в России
США, Китай, Индия, Россия и Саудовская Аравия вошли в первую пятерку стран с крупнейшими военными расходами в мире. На них приходилось 62% мировых военных расходов. Впервые две страны Азии одновременно попали в топ-3 стран с крупнейшими военными расходами.
В 2019 году военные расходы лидера — Соединенных Штатов — выросли на 5,3% и достигли 732 млрд долларов. На них приходилось 38% мирового показателя затрат на военные цели. Как отмечают в СИПРИ, увеличение оборонного бюджета США в 2019 году было эквивалентно общему объему военных расходов Германии за этот же год. Тем не менее, в структуре ВВП доля оборонных ассигнований сократилась с 4,9% (2010 г.) до 3,4%.
Китай и Индия – страны с крупнейшими расходами на военные цели в Азии. В прошлом году они оказались на втором и третьем месте в рейтинге стран с крупнейшими военными расходами в мире.
В 2019 году военные расходы Китая выросли на 5,1% по сравнению с 2018 годом и достигли 261 млрд долларов (здесь и далее — в пересчете на доллары США). Однако применительно к доле затрат на оборону в структуре ВВП китайские расходы на военные цели относительно невелики — стабильно чуть менее 2% за последние годы. Тем не менее, на эту страну приходится порядка 14% мировых военных расходов.
Индия увеличила свои расходы на оборону на 6,8% до 71,1 млрд долларов. «Соперничество и напряженные отношения Индии с Пакистаном и Китаем являются одними из основных факторов увеличения индийских военных расходов», — отмечают в СИПРИ. Доля военных затрат в структуре ВВП за прошедшее десятилетие несколько сократилась — с 2,7% до 2,4%.
По данным СИПРИ, в 2019 году российские военные расходы выросли на 4,5% и составили 65,1 млрд долларов, что ставит Россию на четвертое место в общемировом масштабе. На эти цели уходит 3,9% ВВП. В 2017-2018 гг. военные расходы РФ уменьшались. По результатам 2018 года Россия впервые с 2006 года даже выпала из первой пятерки стран с наибольшими расходами на оборону, «пропустив вперед» саудовцев и Францию.
Комментируя данные СИПРИ, один из руководителей Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко отметил традиционное завышение оценок этого центра по российским военным расходам, указывая при этом на более низкие официальные цифры госбюджета РФ.
Далее следует Саудовская Аравия — почти 62 млрд долларов. Сокращение составило 16%, поскольку годом ранее были заключены масштабные контракты на закупку вооружения за рубежом. Что, правда, не делает автоматически саудовцев мощной военной державой.
Следующую пятерку составляют три европейские страны (Франция, Германия и Великобритания) с военными расходами в диапазоне 59-60 млрд долларов (заметно ниже 2% ВВП) и две азиатские — Япония (47,6 млрд долларов, менее 1% ВВП) и Южная Корея, где траты на военные цели за прошедший год возросли на 7,5% и достигли 43,9 млрд долларов (2,7% ВВП).
Совокупный объем военных расходов всех 29 стран-членов НАТО составил в прошлом году порядка 1 трлн млрд долларов.
Из сопредельных с Россией в топ-40 списка СИПРИ за 2019 год присутствуют также Польша (20 место, 11,9 млрд долларов), Норвегия (30 место, 7 млрд долларов) и Украина (35 место, 5,2 млрд долларов).
В СИПРИ подчеркивают, что данные предыдущих глобальных экономических спадов показывают, что экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, вероятно, повлияет на будущий уровень военных расходов. Российский рупор внешнеполитической пропаганды rt.com видит перспективу иначе: «Аналитики также прогнозируют, что тенденция к увеличению военных трат будет набирать обороты». Фиксируем. Увидим уже через год, кто как отображает и прогнозирует реальность.
Мы тоже наблюдаем и анализируем.